Содержание статьи

    АПАРТЕ

    АПАРТЕ (или апарт) (франц. a part, итал. a parte – в сторону), сценические реплики или монологи, адресованные зрительному залу. В системе театральной условности предполагается, что остальные присутствующие на сцене действующие лица этих реплик не слышат.

    Прием апарт широко применялся уже в античном театре. Маски, скрывающие лица античных актеров, не позволяли использовать мимику; для передачи эмоций в актерском арсенале оставались только пластика и жест. Апарт, таким образом, служил для пояснения мыслей и намерений героев спектакля.

    Широкое распространение прием апарт получил в классицистском и особенно просветительском театре, декларировавшемся как «школа нравов»: с его помощью авторы не просто разъясняли и публике происходящие на сцене события, но и поучали зрителей, комментировали интригу и предостерегали от ее последствий. Позже апарт перешел преимущественно в комедийные произведения фарсового или водевильного характера, где использовался для обострения комической ситуации. Тем не менее, в 19 в. апарт довольно широко применялся и в пьесах других жанров (например, Ревизор, Горе от ума и др.).

    На рубеже 19–20 вв. в театральном искусстве происходили бурные преобразования. Родилась новая профессия, которая произвела переворот в театре – профессия режиссера. Возникали новые театральные школы, системы актерского существования, происходило становление и теоретическое осмысление реалистического искусства. На этом фоне обострилась борьба с театральной рутиной и штампами, одним из которых стал прием апарт. Он высмеивался в многочисленных театральных пародиях, самой известной из которых было «образцовое либретто для оперы» М.Волконского Принцесса Африканская (Вампука), написанная под псевдонимом Анчар Манценилов в 1900. Вся эта пародия построена на чрезвычайно язвительном и очень смешно обыгрываемом приеме апарт. Само слово «вампука» стало с той поры синонимом театрального дурновкусия и сценической беспомощности.

    Однако со временем театральные страсти утихли, и апарт вновь занял свое место в общей палитре театральных изобразительных средств – как один из приемов, использование которого обусловлено эстетикой конкретного драматургического или сценического произведения. Прием апарт используется и в качестве структурного элемента пьесы и спектакля (Хор – в Иркутской истории и Счастливых днях несчастливого человека А.Арбузова; Ведущие – в Оптимистической трагедии Вс.Вишневского и др.).

    Татьяна Шабалина

    Литература Русская театральная пародия 19–начала 20 века. М., 1976