Содержание статьи
    Также по теме

    АППИА, АДОЛЬФ

    АППИА, АДОЛЬФ (Appia, Adolphe) (1862–1928), швейцарский художник и теоретик театра.

    Родился 1 сентября 1862 в Женеве. Шел к своим открытиям от музыки, которую в течение восьми лет (1880–1888) изучал в консерваториях Женевы, Парижа, Лейпцига и Дрездена, а затем стажировался в театрах Дрездена и Вены. Толчок к поискам новых принципов оформления спектаклей ему дали впечатления от постановок в Байрейте музыкальных драм Парсифаль (1882) и Тристан и Изольда (1886) Р.Вагнера. Аппиа поразило эстетическое несовпадение между тем, что звучало в музыке его любимого композитора и визуальным обликом спектаклей, который предлагали декораторы. Молодой музыкант и художник услышал в произведениях композитора образы иного рода и начал разрабатывать их в своих эскизах, постановочных заметках к отдельным операм и в теоретических трудах Сценическое воплощение вагнеровской драмы (1892), Музыка и ее сценическое воплощение (1895–1897).

    Аппиа стремился разработать такую структуру визуального оформления, как искусства пространственного, которая была бы адекватна структуре музыки, как искусства временного. Он писал: «время выражается в пространстве… движением. Пространство выражается во времени… различными длительностями, диктующими интенсивность движения». Отсюда задача художника – организовать пространство и в первую очередь пол сцены (площадки, ступени, подъемы, спуски и т.п.) для ритмического движения актеров. По его убеждению, объемной фигуре движущегося актера нужен реальный объем трехмерного пространства, освобожденный от живописи, сам принцип которой чужероден и «противопоказан сцене». Сценический свет, формирующий пространство, должен выявлять объемы, рождать разнообразные видения, создавая сложную светотень, которая изменяется в соответствии со сменой музыкально-драматических действий спектакля.

    Первоначально исходил из опыта романтического театра. Это ощущалось в стилистической манере некоторых эскизов 1890-х и к Золоту Рейна, к Валькириям, и к Тристану и Изольде. Вместе с тем в них очевидно влияние символизма. Для вагнеровских музыкальных драм предложил иное решение сценической среды, выходившее за пределы и романтизма (с его требованиями «локального колорита»), и символизма. Он считал, что действие должно происходить во времена доисторические и среди некоей могучей праприроды. Художник создавал образ как бы Вселенной, – всего мира, когда он только-только начинал возникать из хаоса, из разломов земной коры, из нагромождений гигантских масс и глыб. В этом мире еще не появилась даже растительность. Природные вертикали в нем – это горы, скалы, утесы, застывшие вулканические породы. В том случае, когда действие происходило «в лесу», художник показывал «лес» в виде мощных пилонов-сталактитов, «выросших» внутри гигантской пещеры и державших на себе каменную тяжесть ее свода.

    Эти формы как бы возникли в результате тысячелетних эволюционных сдвигов. И свет здесь – не солнечный и не лунный, а неизвестного происхождения. Некая идея света во всех ее градациях: от предельной яркости через сложную гамму полутонов светотени до кромешной тьмы.

    Словно рожденные из недр этого мира, на эскизах Аппиа возникают формы, сотворенные разумными существами. Что это за существа? Быть может, представители какой-то дочеловеческой, неземной цивилизации, сложившие из громадных каменных плит грандиозные стартовые площадки для своих космических летательных аппаратов? Когда же на эскизах Аппиа появились архитектурные формы человеческого происхождения, они напоминали градостроительную деятельность на заре человеческой цивилизации: площади, мощенные ровными прямоугольными каменными плитами, торжественный ритм ступеней, разновысокие площадки, кубообразные пилоны.

    Театральной сутью образов Аппиа были своего рода пьедесталы для выразительной подачи персонажей. Он формировал открытое к свету гармоничное пространство (несмотря на монументальность), рассчитанное на эпически укрупненные ритмы движений персонажа, на широкое и свободное звучание его голоса и пластику.

    Дорогу на сцену для Аппиа открыл Э.Жак-Далькроз, создатель Института ритмической гимнастики в Хеллерау, близ Дрездена. Они познакомились в 1906. Аппиа заинтересовался методом выражения музыки в пластических движениях, который разрабатывал один из профессоров женевской консерватории. И сделал серию эскизов Ритмическое пространство (1909–1910), в которых предложил Жак-Далькрозу разные варианты организации сценической среды. В их основе – сочетания широких свободных разновысоких площадок и соединяющих их пологих маршей лестниц, пандусов и т.п. Эта архитектура (в отличие от праархитектуры ранних эскизов вагнеровской серии) создана как бы усилиями разумных, цивилизованных существ. В ней преобладали четкие геометрические формы, рожденные воспоминаниями о древнеегипетской и древнегреческой классике и утверждавшие себя, как равные, среди стихий земли, неба, света.

    В 1911 в Институте Жака-Далькроза по проекту Аппиа были сооружены сценическое пространство и в нем – конструкция, на ступенях и сходах которой разворачивается действо представления Орфей и Эвридика Глюка: сначала композиция на тему нисхождения героя в ад (1912), а затем и всей оперы (1913). Сотрудничество Аппиа и Жака-Далькроза продолжилось в июне 1914 на швейцарском фестивале, где они показали праздничное представление и в 1920 в постановке на сюжет Эхо и Нарцис в женевском Институте.

    Постановочно-сценографические идеи Аппиа в отношении драм Вагнера реализовались на сцене при его жизни только в 1923 в спектакле Тристан и Изольда (миланский «Ла Скала»), который осуществлялся по эскизам, выполненным художником по специальному заказу дирижера А.Тосканини. И еще – когда Аппиа откликнулся на просьбу молодого режиссера О.Вальтерлина и прислал ему свои рисунки и планы, по которым тот поставил в Базеле Золото Рейна (1924) и Валькирии (1925).

    Однако не эти спектакли, а эскизные проекты оказали существенное воздействие на сценические искания 20 в.

    Умер 29 февраля 1928 в Нийоне, Швейцария.

    Виктор Березкин

    Литература

    Boлкoнcкий C. Aдoльф Aппиa – в кн.: C.Boлкoнcкий. Xyдoжecтвeнныe oтклики. Cпб, 1912
    Adolphe Appia. Oeuvres completes.Edition elaboree et commentee par Marie L.Bablet-Hahn. 1–4. Bern, 1983–1991
    Aппиa A. Живoe иcкyccтвo. (Пyбликaции статей A.Aппиa. Bcтyпитeльныe cтaтьи: Oбpaзцoвa A. Aдoльф Aппиa и XX вeк, A.Бoбылeвa. Teaтpaльнaя yтoпия A.Aппиa). M., 1993
    Бepeзкин B.И. Искусство сценографии мирового театра. Мастера. Очерк ХII. Адольф Аппиа и Гордон Крэг. М., 2002