Содержание статьи
    Также по теме

    АСТАНГОВ, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

    АСТАНГОВ, МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ (наст. фамилия Ружников) (1900–1965), русский актер. Народный артист СССР (1955), лауреат Государственной премии СССР (1948, 1950, 1951). Родился 21 октября (3 ноября) 1900 в Варшаве в семье железнодорожного служащего. В 1918 окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, где его сокурсниками были Р.Н.Симонов, А.М.Лобанов, О.Н.Абдулов и Н.М.Горчаков. Студентом университета занимался в театральной студии актрисы Малого театра А.А.Матвеевой, брал уроки в студии А.А.Гейрота. В 1920 поступил в студию им. Шаляпина, ставшую для него настоящей актерской школой и первой профессиональной сценой. В это время наибольшее влияние на молодого актера оказал его педагог Л.М.Леонидов, встречи с Е.Б.Вахтанговым и А.Д.Диким. Первые большие роли Астангов сыграл в популярных тогда пьесах Революционная свадьба Михаэлиса и Зеленый попугай А.Шницлера. В 1923 Астангов перешел в театр имени Комиссаржевской. Здесь роль Чичикова (Мертвые души по Н.В.Гоголю, 1925) принесла Астангову известность. Артист создал образ раба безумной идеи, честолюбца, решившегося на самые отчаянные поступки. Среди ролей той поры Лодыжкин (Конец Криворыльска Б.С.Ромашова, 1926), с которого началась портретная галерея врагов революции, сыгранных Астанговым.

    В 1927 Астангов на время расстается с Москвой и едет сперва в Одессу (сезон 1927–1928), затем в Казань (сезон 1928–1929), недолго работает в Ленинграде в труппе драматического театра Народного дома. В годы странствий его актерский опыт приобретает профессиональную зрелость. Наряду с циклом неврастенически-криминальным был еще романтико-героический цикл. Среди самых заметных ролей этого плана матрос Годун (Разлом Б.А.Лавренева), Квазимодо (Собор Парижской богоматери по В.Гюго), Бетховен (одноименная пьеса Жижмора). Одесский и Казанский сезоны выдвинули Астангова в первый ряд актеров провинциальной сцены.

    В 1930 Астангов вернулся в Москву, в Театр Революции, где работал в 1925–1927. Взлет твочества Астангова в 1930-е годы начинается с роли итальянского анархиста, безработного Спавенты в пьесе Улица радости Н.Зархи (1932). Артист создал неповторимый образ Гая (Мой друг Н.Погодина), интересный особенными чертами современного характера, отразившего взлеты и драмы революции. Несмотря на спорные оценки астанговского Ромео (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1935), в котором преобладали непокой и трагические предчувствия, трактовка Астангова принесла ему всероссийскую известность. Примечательными были его Павел Греков (одноименная пьеса Б.Войтехова и Л.Ленча, 1939), Керенский (Правда А.Корнейчука, 1937), Паратов (Бесприданница А.Н.Островского, 1940) и др.

    В 1943–1945 Астангов был актером Театра им. Моссовета, сыграл роли Федора Таланова (Нашествие Л.Леонова, 1943) и Треплева (Чайка А.П.Чехова, 1945). С 1945 и до конца жизни Астангов был актером Театра им. Евг.Вахтангова. Первая роль у вахтанговцев – Сирано де Бержерак (одноименная пьеса Э.Ростана, 1946), которую Астангов заканчивал на трагической ноте. Это была своего рода репетиция к Гамлету, сыгранному артистом спустя двенадцать лет.

    Большое место в искусстве Астангова конца 1940-х – начала 1950-х годов занимала политическая сатира – такие роли, как Мак-Хилл (Заговор обреченных Н.Вирты), Смит (Русский вопрос К.Симонова), Гарготта (Миссурийский вальс Н.Погодина) и др. Рядом с сатирой в репертуаре Астангова были Инсаров (Накануне И.С.Тургенева), Пастухов (Кирилл Извеков по К.Федину) и др.

    В последние годы «темперамент мысли» в репертуаре Астангова явно брал верх над лирикой. Роль Маттиаса Клаузена (Перед заходом солнца Г.Гауптмана, 1954) принадлежит к высшим художественным достижениям артиста. Он играл ее с естественностью жизни, заставляя зрителей верить, что этот седой человек еще способен пылко любить и быть любимым. В то же время с подлинным душевным надрывом артист поведал о трагической судьбе человека, у которого в одночасье рухнули все иллюзии и идеалы жизни.

    В 1958, на шестом десятке лет, Астангов сыграл своего знаменитого Гамлета. Темой его Гамлета была «вечно беспокойная человеческая мысль». Эта роль была для Астангова великим примером возмужания человека в борьбе со злом.

    С 1932 Астангов снимался в кино: Костя-Капитан (Заключенные), Фоглельзанг (Семья Оппенгейм), Коморовский (Мечта), Макферсон (Русский вопрос), Вернер (Княжна Мэри), Роллинг (Гиперболоид инженера Гарина) и др.

    Умер Астангов в Москве 20 апреля 1965.