Содержание статьи
    Также по теме

    БЕХТЕРЕВ, СЕРГЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ

    БЕХТЕРЕВ, СЕРГЕЙ СТАНИСЛАВОВИЧ (р. 1958), русский актер. Родился 19 мая 1958 в Петропавловске-Камчатском. В 1979 окончил Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии по курсу А.И.Кацмана и Л.А.Додина. По окончании института начал работу в Петербургском Малом Драматическом театре, руководителем которого был Е.М.Падве. Первая работа на профессиональной сцене – роль поручика Веткина в Господах офицерах А.Куприна (1980), в том же году сыграл отца Гуськова в Живи и помни по повести В.Распутина, Верийского парня и Галактиона в Законе вечности Н.Думбадзе. Падве ценил работоспособность артиста, его умение откликаться на самые неожиданные режиссерские задания и «обживать» их. На сцене МДТ актер сыграл Короля в Золушке Е.Шварца (1981), Монтойю в Фиесте Э.Хемингуэя (1982), Жуань-Жуана в Даровано солнцем и морем Ч.Айтматова (1982), Уточкина в Странной особе Б.Рацера и В.Константинова (1983), Базельского и Рукосуева в Двадцати минутах с ангелом А.Вампилова (1983), мужика в Муму (1984).

    Переломной стала роль Григория в спектакле Дом по роману Ф.Абрамова (1980, режиссер Додин). Репетируя еще в студенческие годы пьесу Братья и сестры Абрамова, начинающие артисты вместе с режиссером-педагогом Додиным провели лето на родине писателя. Знакомство с бытом и персонажами северной русской деревни обогатило спектакли, позднее составившие абрамовскую трилогию на сцене Малого Драматического. В 1985 в Братьях и сестрах Бехтерев сыграл уполномоченного Ганичева (Государственная премия СССР, 1986). Репетируя роман, опробованный в студенчестве, актеры Малого Драматического снова ездили на Пинегу. По словам артиста, «когда начали репетиции Братьев и сестер, стало понятно, какой путь нами пройден между двумя этими спектаклями. В студенческие годы мы подминали под себя материал, могли кого-то из персонажей вычеркнуть. А тут держались за каждую ремарку...». Его Ганичев точно сошел со страниц абрамовского романа: железные зубы, сероватая кожа недоедающего человека, волчий оскал, постоянная воспаленность сознания – смесь святого и палача (его герой раскулачивает голодные семьи, а у его детей куриная слепота от голода. Ганичев Бехтерева был фантасмагоричен и до ужаса достоверен, узнаваем.

    В 1986 Бехтерев участвовал в мемориальном спектакле Федор Абрамов на нашей сцене Н.Колотовой. Обдуманную легкость и техническое мастерство актер демонстрировал в ролях Саймона в Повелителе мух У.Голдинга и Александра в мелодраме А.Галина Звезды на утреннем небе (1989). Черты актерской индивидуальности Бехтерева ярко проявилось в его следующей крупной актерской работе – Петре Верховенском в Бесах по Достоевскому. В репетировавшемся в течение трех лет спектакле Бехтерев был занят и как помощник режиссера. Владение актерской техникой позволяет артисту в последующие годы быть равно убедительным, играя женские роли (Бригитта в Разбитом кувшине Г. фон Клейста, 1992; проститутка в Роберто Зукко Б.М.Кольтеса, 1994), драматические роли (Гаев в Вишневом саде, 1994), сказочных персонажей (Хозяин в Звездном мальчике О.Уайлда (1997), комических простаков (молодой пастух в Зимней сказке У.Шекспира, 1998). Последняя по времени работа в МДТ – роль Чепурного в Чевенгуре А.Платонова (1999).

    С 1996 Бехтерев играет в антрепризе роль Нижинского в спектакле Вацлав Нижинский. Повенчанный с Богом, где на сцене объединены драматические и балетные актеры.

    Бехтерев много снимается в кино: Белый танец (1981, реж. В.Виноградов), Голос (1982, реж. И.Авербах), Блондинка за углом (1983, реж. В.Бортко), Небывальщина (1983, реж. С.Овчаров), Жизнь Клима Самгина (1986, реж. В.Титов), Гобсек (1987, реж. А.Орлов), Собачье сердце (1988, реж. В.Бортко), Интердевочка (1989, реж. П.Тодоровский), Сирано де Бержерак (1989, реж. Н.Бирман), Действуй, Маня! (1991, реж. Р.Ершов), Гаджо (1992, реж. Д.Светозаров), Недотепы (1996), Четырнадцать цветов радуги (2000) и др. Ведет циклы телепередач «Боярский двор» (с 1997) и «Студия „Ф"» (с 1998) на ТРК Петербург (РТР).

          СЕРГЕЙ БЕХТЕРЕВ И ЗИНАИДА ШАРКО  в фильме Арифметика убийства

    Литература