Содержание статьи
Также по теме

БЕРТОЛУЧЧИ, БЕРНАРДО

БЕРТОЛУЧЧИ, БЕРНАРДО (Bertolucci, Bernardo) (р. 1940), итальянский кинорежиссер, сценарист.

Родился 16 марта 1940 в Парме, Италия. Учился в Римском университете. Публиковал стихи. С начала 1960-х работал ассистентом режиссера Пьера Паоло Пазолини на кинокартине Аккатоне (1961). В следующем году дебютировал как режиссер фильмом Мрачная жатва. Относительную известность ему принес фильм Перед революцией (1964), о юноше, влюбляющемся в свою тетю. Само название – словно пророчество, сексуальная революция, о которой, собственно, и рассказывает фильм, наступит в Европе и США парой лет позже. В 1968 снял Партнер, основанный на повести Ф.М.Достоевского Двойник. Примерно в то же время вместе с классиком итальянской школы ужасов Дарио Ардженто работал над сценарием к вестерну Серджио Леоне Однажды на Диком Западе.

В 1970 вышел Конформист – первое легендарное (и, возможно, так и не превзойденное) произведение Бертолуччи. Снятый по роману Альберто Моравиа фильм рассказывал историю человека (действие происходит в 1930-х в Италии), мучимого собственными сексуальными комплексами и памятью об изнасиловании в детстве и ищущем самоутверждения в фашизме. Однако работа в качестве информатора на режим Муссолини приводит героя к внутреннему краху. Любопытно, что статус шедевра Конформист получил, скорее всего, не из-за своих художественных достоинств (а это и великолепная игра Жана-Луи Трентиньяна, и потрясающая операторская работа Витторио Стораро, снявшего практически все лучшие кинокартины Бертолуччи), а из-за изображения фашизма как патологии, сексуального извращения. Темы, к которой в то время обращались многие европейские кинорежиссеры – Лукино Висконти (Гибель богов), и Пьер Паоло Пазолини (Сало, или 120 дней Содома), и Лилиана Кавани (Ночной портье), которая так и осталась в своем времени.

В своем времени остался и другой сенсационный фильм Бертолуччи – Последнее танго в Париже (1972). Предсказанная режиссером в 1964 сексуальная революция понемногу начала сходить на нет, у многих людей, испытавших ее на себе, остались горечь и разочарование. Двое таких героев (немолодой мужчина и женщина) встречаются в пустой парижской квартире. Действие ограничено серией сексуальных контактов и разговоров. Видимо, условия и настроение отношений полов начала 1970-х были переданы Бертолуччи точно и киногенично. Во всяком случае, во время выхода на экраны Танго вызвало настоящую бурю – восторги критиков и массовый интерес простых зрителей не только в Европе, но и в США, где фильм вошел в десятку самых кассовых кинокартин 1973 года. Бертолуччи выдвигается на «Оскар» как лучший режиссер и за лучший сценарий, также на награду Американской киноакадемии претендует Марлон Брандо, сыгравший в Последнем танго одну из своих лучших ролей.

 Photofest     КАДР ИЗ ФИЛЬМА ПОСЛЕДНЕЕ ТАНГО В ПАРИЖЕ. В ролях Марлон Брандо и Мария Шнайдер

После триумфа Последнего танго в Париже взялся за один из самых грандиозных проектов в истории кино – эпопею Двадцатый век (1976). Действие монументальной кинокартины охватывает период итальянской истории с конца 19 в. по 1945. В центре ее – история двух друзей – помещика и крестьянина. Бертолуччи собирает созвездие замечательных актеров: Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Доминик Санда, Стефания Сандрелли, Дональд Сазерленд, Берт Ланкастер. Режиссер создает детальное, реалистичное историческое полотно, на протяжении которого очень четко дает понять: 20-й век – век, когда умер Хозяин, время, когда угнетенный крестьян наконец сбросил с себя гнет угнетателей-помещиков и теперь они – абсолютно равные люди. И не боится самых лобовых метафор – например, в сцене, когда помещик и крестьянин занимаются любовью с проституткой (т.е. оба класса происходят и зависят от женщины). Бертолуччи, в отличие от другого выдающегося итальянского режиссера Лукино Висконти, не состоял в Коммунистической партии, но, безусловно, очень ей сочувствовал. Фильм в прессе приняли по-разному (от восторженных оценок до негативных), в прокате он прошел не очень удачно, но свое, достаточно значительное, место в истории кино занял.

После довольно странной истории инцеста матери и сына Луна (1979) и драмы о киднэппинге Трагедия смешного человека (1981, приз на кинофестивале в Канне за лучшую мужскую роль – Уго Тоньяцци) приступил к не менее масштабному, чем Двадцатый век проекту – рассказе о действительно удивительной жизни последнего императора Китая Пу И. Работа над фильмом заняла три года. Он даже стал первым иностранным кинематографистом, допущенным к съемкам в императорском дворце в Пекине. Упорный труд оправдал себя – Последний император явил миру нового Бертолуччи. Повзрослевшего, менее зацикленного на сексуальных комплексах своих героев и по-буддистски спокойного. При помощи своего великого партнера, оператора Витторио Стораро, создает поражающий воображение мир, все великолепие и масштаб которого подчинены одной цели – созданию образа главного героя. Удивительно, но повелитель такой огромной страны все время своего правления был марионеткой. Судьбу Китая на протяжении его правления решали коммунисты, националисты, японцы. Что такое жизнь Пу И по Бертолуччи – метафора личности, беспомощной в своем столкновении с историей? Осознание смысла бытия лишь во внутреннем «я»? Или просто (особенно если учесть его пристальное внимание в своем творчестве к сексу) аллегория импотенции? Каждый найдет здесь что-то свое. Мощь и роскошь постановки привлекли к ней огромное внимание мировой публики. И, в довершение успешного мирового кинопроката, Последний император получил девять премий «Оскар», в том числе за лучший фильм. Бертолуччи лично удостоился двух – за режиссуру и адаптированный сценарий.

К сожалению, Последний император стал последним действительно большим его фильмом. В 1990 экранизировал роман Пола Боулза Под покровом небес, рассказывающий о судьбе двух европейцев (Джон Малкович и Дебра Уингер), решивших уединиться от опостылевшей им цивилизации в раскаленной пустыне Африки. Выводов, которые можно извлечь из этой кинокартины, два: первый – поиски внутреннего «я» на экране без каких-либо внешних захватывающих событий – довольно скучное занятие. Второй – единственный «живой» персонаж – пустыня, которая словно дышит и довлеет над всем сущим вокруг, около и на ней благодаря таланту Витторио Стораро.

Неудачей закончилась и его попытка возвращения к эпическому кинематографу. Возможно, Маленький Будда мог стать действительно грандиозным фильмом. Но ряд ошибок еще на стадии подготовки к съемкам (сценарий на уровне комикса, выбор на роль Будды слабого актера Киану Ривза) и главное – непонимание того, на кого, собственно, американских подростков или европейских эстетов, нацелена кинолента – привел к катастрофе. В картине нет цельности, она разваливается на куски, соединенные красивыми (на уровне уличного циркового представления для туристов) постановочными сценами. В результате при бюджете в 35 млн. долларов Будда собирает в США и Канаде всего 5 млн. Относительным успехом у критиков и в ограниченном прокате пользовалась Ускользающая красота – мягкая, выполненная на полутонах история пробуждения сексуального желания у юной американки, приехавшей к родственникам в Италию – дала кино новую талантливую актрису Лив Тайлер. В 2003 вернулся к истокам – любимой им теме сексуальной революции в фильме Мечтатели, о любовном треугольнике на фоне студенческих волнений в Париже весной 1968.