Содержание статьи
    Также по теме

    БИОМЕХАНИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ

    БИОМЕХАНИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ, раздел биофизики, изучающий механические свойства живых организмов. Как театральный, термин был введен В.Э.Мейерхольдом в его режиссерскую и педагогическую практику в начале 1920-х годов для обозначения новой системы подготовки актера. «Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения игры актера». (В.Э.Мейерхольд.) Театральная биомеханика в своей теоретической части, с одной стороны, опиралась на психологическую концепцию У.Джемса (о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной), на рефлексологию В.М.Бехтерева и эксперименты И.П.Павлова. С другой стороны, биомеханика представляла собой применение идей американской школы организации труда последователей Ф.У.Тейлора в сфере актерской игры (т.н. «тейлоризацию театра»): «Поскольку задачей игры актера является реализация определенного задания, от него требуется экономия выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания». (В.Э.Мейерхольд.) В практической части разработки биомеханических упражнений для актера использовался опыт прошлого театра: сценическая техника комедии дель арте, методы игры Э.Дузе, С.Бернар, Дж.Грассо, Ф.Шаляпина, Ж.Коклена и др. Биомеханическая техника противопоставлялась другим школам актерской игры: «нутра» и «переживания», вела от внешнего движения к внутреннему. Актер-биомеханист по Мейерхольду должен был обладать природной способностью к рефлекторной возбудимости и физическим благополучием (точным глазомером, координацией движения, устойчивостью и т.д.). Созданные Мейерхольдом тренировочные биомеханические этюды имели общую схему: «отказ» – движение, противоположное цели; «игровое звено» – намерение, осуществление, реакция. «Биомеханика есть самый первый шаг к выразительному движению» (С.М.Эйзенштейн).

    Купцова Ольга

    Литература

    Февральский А. Записки ровесника века. М., Искусство, 1966
    Мейерхольд В.Э. Актер будущего и биомеханика. Доклад 12 июня 1922 г. – В кн.: Мейерхольд В.Э. Статьи. Письма. Беседы. Речи. Т. II. М., Искусство, 1968
    Гарин Э.П. С Мейерхольдом. М., 1974
    Золотницкий Д. Будни и праздники театрального Октября. Л., Искусство, 1978
    Пави, Патрис. Словарь театра. М., Прогресс, 1991
    Песочинский Н.В. Актер в театре Мейерхольда. – В кн.: Русское актерское искусство XX в. СПб, 1992
    Вс.Э.Мейерхольд о своем методе. 1914–1936. Публ. Н.Песочинского. – В кн.: Мейерхольд: к истории творческого метода. Публ. и статьи. СПб., КультИнформПресс, 1998
    Эйзенштейн С.М. Лекция о биомеханике. 28 марта 1935 г. – В кн.: Мейерхольд и другие. Документы и материалы. М., О.Г.И., 2000