Содержание статьи
    Также по теме

    БОРОДАЙ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

    БОРОДАЙ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1853–1929), русский театральный деятель, антрепренер, организатор актерских товариществ. Родился в 1853 в крестьянской семье в Полтавской губернии. С детства был увлечен сценой, с семнадцати лет служил в харьковском театре Н.Н.Дюкова библиотекарем, исполнял небольшие роли, занимал должность кассира, принимая участие и в административном ведении дел, затем выполнял схожие обязанности в оперных антрепризах Харькова, в том числе в антрепризе П.М.Медведева, а также у Г.М.Коврова в Саратове и Воронеже.

    Уже имея репутацию сильного администратора, Бородай принял участие в организации актерского товарищества под управлением Н.Н.Синельникова в Воронеже в 1886. Стремление Бородая сделать «сбор во что бы то ни стало» привело к конфликту с Синельниковым и уходу последнего из товарищества с частью труппы. С 1888 Бородай номинально считался распорядителем Харьковского актерского товарищества, но по существу был его полновластным директором: «ведал хозяйством, вел счетную часть, имел дело с городскими властями, читал все пьесы, составлял репертуар, раздавал роли, обсуждал с декоратором обстановку».

    В 1893–1901 Бородай снимал театры в Казани и Саратове; собрав драматическую и оперную труппы, он менял их местами в середине сезона, так что каждый из городов получал половину оперного и драматического сезонов. Кроме того, его труппы гастролировали почти каждую весну в Харькове, почти каждое лето в Полтаве и Екатеринославе.

    Вторая половина 1890-х годов – зенит деятельности Бородая. Товарищества представляли собой его личные предприятия, он собирал первоклассных актеров – среди них М.М.Петипа, И.М.Шувалов, М.И.Велизарий, К.Н.Яковлев и др.; опирался на молодежь, в его Казанско-Саратовском актерском товариществе играли В.И.Качалов, Н.А.Смирнова, Н.Н.Литовцева, А.С.Кошеверов. Впрочем, Бородай не стремился к созданию прочной долговременной труппы, напротив, рассчитавшись в конце сезона со всеми участниками товарищества, каждый год организовывал его заново. По свидетельству современников, Бородай «прекрасно знал актеров и умел с ними ладить», мог увлечь каждого и «использовать в интересах дела».

    В репертуар товариществ Бородая входили почти весь А.Н.Островский, Н.В.Гоголь и А.С.Грибоедов, Х.Ибсен, У.Шекспир, Фр.Шиллер, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, Г.Гауптман, Г.Зудерман, Э.Ростан, Э.Скриб, В.Сарду.

    С 1901 Бородай держал преимущественно оперные труппы: снимал театр «Эрмитаж» в Москве, где организовывал спектакли с участием Ф.И.Шаляпина (1901); потерпел ряд коммерческих неудач в Киеве (1902–1906); затем образовывал оперные товарищества в Тифлисе, Екатеринодаре, Иркутске, где впоследствии и обосновался. После октября 1917 выполнял административные обязанности в иркутском театре.

    Умер Бородай в Иркутске в 1929.

    Литература

    Словарь сценических деятелей, вып. 2. СПб, 1899