Содержание статьи
    Также по теме

    БРАНДАУЭР, КЛАУС МАРИЯ

    БРАНДАУЭР, КЛАУС МАРИЯ (Brandauer, Klaus Maria) (р. 1944), австрийский актер театра и кино, сценарист, режиссер. Настоящее имя – Клаус Штенг (Klaus Steng). Родился 22 июня 1944 в городе Альт-Аусзее (Австрия). Изучал теорию музыки и драматическое искусство в Штутгартском театральном институте. Актерский дебют состоялся в 1962. С 1972 член труппы «Вайнерского Бургтеатра» в Вене. С 1975 играет на сцене «Зальцбургского фестшпиле». Прекрасный театральный актер, Брандауэр относился к кинематографу и скептически и первую роль в кино сыграл в 28 лет в фильме Зальцбургская банда (The Salzburg Connection, 1972) Ли Кечина. В 1975–1978 работал в театре и на телевидении, где снялся в шести телесериалах. Лишь через семь лет после кинодебюта Брандауэр получил первые положительные отклики кинокритики, блистательно сыграв немецкого дипломата в картине Октябрьское воскресенье (Oktуberi vasárnapThe October Sundаy, 1979) А.Ковача, классика венгерского кино. Именно благодаря венгерским кинематографистам австриец Брандауэр стал кинозвездой первой величины.

    Всемирную известность и премию в Каннах «за главную мужскую роль» Брандауэру принес фильм Мефисто (Mephisto, 1981), снятый венгерским режиссером И.Сабо по одноименному роману К.Манна (1906–1949). Роль Хендрика Хёфгена, актера провинциального театра, сделавшего карьеру во времена Третьего Рейха, открыла Брандауэру дверь в мировое кино. Мефисто – первый фильм из «немецкой трилогии» Сабо. Продолжением темы «истории одной карьеры» явились фильмы Полковник Редль (Oberst Redl, 1985) по пьесе Д.Осборна Патриот для себя и Хануссен (Hanussen, 1988), в каждом из них Брандауэр сыграл главную роль. Роль Альфреда Редля – лучшая работа Брандауэра в кино.

    Брандауэр сыграл в кино около 50 ролей, много раз был удостоен престижных международных кинопремий. За роль барона Брора Бликсена в фильме Из Африки (Out of Africa, 1985) С.Поллака получил премии «Оскар» и «Золотой глобус», Премию Британской киноакадемии, премию нью-йоркской критики, национальные награды. В 1989 Брандауэр начал сам снимать кино, выступая в качестве сценариста, режиссера и исполнителя главных ролей. Его первая картина Георг Эльзер – один из Германии (Georg Elser – Einer aus Deutschland, 1989) получила несколько национальных призов, однако роли, сыгранные Брандауэром в «немецкой трилогии» Сабо, остаются лучшими в его карьере актера. Вместе с Сабо Брандауэр создал в мировом кино амплуа «государственного деятеля», «личности в истории», показав, какие психологические мутации происходят с человеком, который соприкоснулся с властью. Логическим завершением «истории одной карьеры» для Брандауэра стали роли Ленина в фильме Вера, Надежда, Кровь (Vera, nadezhda, krov', 2000) и Юлия Цезаря в фильме Друиды (Druids, 2001).

    В 1980–1990-е годы Брандауэр снимается в английских, итальянских, американских и российских фильмах. Наиболее заметные роли сыграны им в картинах Из Африки и Жгучая тайна (Burning Secret, 1988) британца Э.Биркина. Даже незамысловатые роли актер превращает в яркие запоминающиеся работы, как в фильмах Никогда не говори никогда (Never Say Never Again, 1983) И.Костнера, Детский сад (Detsky sad, 1983) Евг.Евтушенко, Русский дом (The Russia House, 1990) австралийца Фр.Скепси. В 1994 Брандауэр снял фильм Марио и волшебник (Mario und der Zauberer) по новелле Т.Манна, который был представлен в конкурсной программе XIX Московского МКФ. Был удостоен престижной телевизионной премии «Эмми» и «Золотого Глобуса» за «лучшую роль второго плана» в телевизионном сериале Представляя Дороти Дэндридж (Introducing Dorothy Dandridge, 1999).

     ИТАР-ТАСС     КЛАУС МАРИЯ БРАНДАУЭР

    Литература

    Актерская энциклопедия кино Европы. М., 1997