Содержание статьи
Также по теме

БРУКС, МЕЛ

БРУКС, МЕЛ (Brooks, Mel) (р. 1926), американский кинорежиссер.

Родился 28 июня 1926 в Бруклине, Нью-Йорк, США. Во время Второй мировой войны служил капралом в американской пехоте в Северной Африке. Вел ток-шоу на телевидении. Дебютировал как режиссер (и автор сценария) комедией Продюсеры (1968). Бродвейские продюсеры Макс и Лео берутся за, казалось бы, провальный проект, танцевальное шоу Весна для Гитлера. Роль Лео сыграл молодой тогда Джин Уайлдер, который станет в 1970-е ведущим комиком США. Фильм стал одним из лидеров проката года и принес Бруксу «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.

Затем берется за невероятный для Голливуда проект – постановку романа Ильфа и Петрова Двенадцать стульев. На роль Кисы Воробьянинова был приглашен английский актер Рон Муди, Остапа Бендера сыграл Фрэнк Лангелла, дворника Тихона – сам Брукс. Фильм был принят хорошо, а Лангелла получил приз Национального Совета Критиков.

Через несколько лет, в 1974, выпустил сразу два фильма и стал самым популярным комедийным режиссером Голливуда. В начале года выходят Сверкающие седла, пародия на вестерн. Чтобы посеять хаос в городке на Диком Западе, коррумпированный чиновник посылает туда шерифа, единственного афро-американского шерифа на Диком Западе. К его удивлению, чернокожего шерифа не линчуют, и все развивается по другому сценарию. Впервые со времен немых комических лент Брукс использовал такое количество шуток в гротескном стиле (ковбой ударом кулака сваливает лошадь) и остроумно «переосмыслил» штампы вестерна. Друга шерифа сыграл Джин Уайлдер, который появился в главной роли (а также вместе с Бруксом написал сценарий) и в другом фильме режиссера – Молодой Франкенштейн. Это не только пародия на знаменитую историю о монстре, но и великолепная, тонкая (как тематически, так и визуально – фильм снят на черно-белую пленку) стилизация под фильмы ужасов 1930–1940-х. Доктор-американец, который просит произносить его фамилию не Франкенштейн, а Франкенстин, приезжает в Трансильванию в родовой замок и создает своего собственного монстра, оказывающегося добродушным увальнем. Очень смешные гэги наполняют кинокартину: смотрительница замка фрау Блюхер, от упоминания имени которой начинают ржать лошади, слепой отшельник (Джин Хэкман), к которому заходит в гости монстр, доктор и его создание, танцующие чечетку. Сверкающие седла и Молодой Франкенштейн заняли второе и третье места в десятке кассовых фильмов 1974.Мел Брукс нашел свое призвание в создании кинопародий.

Немое кино (1976) – вот что хочет снять главный герой-режиссер (его играет сам Брукс) в этой выполненной в духе великих немых комедий Чарли Чаплина, Гарольда Ллойда и Бастера Китона киноленте. Мел Брукс появляется в главной роли и в своем следующем фильме – Страхе высоты (1977). На этот раз пародист взялся за самого Альфреда Хичкока. Надо отметить, что Брукс не высмеивает объекты пародии своих фильмов 1970-х, он предлагает как бы вариации на эти темы, просто вариации очень смешные. В киноленте иронично переосмыслены такие фильмы Хичкока, как Завороженный, Головокружение (к нему отсылает и само название – Страх высоты), Психоз, Птицы. На Страхе высоты лучшие работы Брукса заканчиваются. Впрочем, как и у любого популярного в 1970-е комика. «Рейгановская» киноэпоха 1980-х, с ее пренебрежением к канонам прошлого родила совершенно новую голливудскую комедию. Брукс честно пытался продолжать снимать пародии. Во Всемирной истории. Часть Первая (1981) отдал «дань уважения» историческим «колоссам» 1950–1960-х, таким как Десять заповедей (режиссер Сесиль Де Милль, 1956) и Бен Гур (режиссер Уильям Уайлер, 1959), в которых сделал две смешных и не пошлых шутки. Первая – о Моисее, разбивающем две из данных ему заповедей и в итоге оставляющем человечество с десятью. Вторая – финал, в котором как бы показывается то, что скоро можно увидеть во второй части (которой не было). В 1987 режиссер снимает Космические яйца, нелепую пародию на Звездные войны (1987). Необычен для творчества Брукса фильм Жизнь – дерьмо (1991), местами смешной, а местами очень грустный рассказ о парочке бомжей. Потом снова возвращается к пародии в фильме Робин Гуд: Мужчины в трико (1993), снятом по горячим следам блокбастера с Кевином Костнером Робин Гуд: Принц воров (Кевин Рейнолдс, 1991). В 1995-м снимает Дракула: Мертвый и довольный (1995, в роли князя тьмы Лесли Нильсен). С тех пор Брукс больше ничего не снимал. В 2001 выпустил на Бродвее мюзикл Продюсеры по своей киноверсии, за который получил театральную премию «Тони». Он – обладатель всех главных художественных премий США: «Тони», «Оскара», «Эмми» за небольшую роль в телесериале Без ума от тебя и «Грэмми» за тех же Продюсеров и разговорный комический альбом Двухтысячелетний человек в 2000.

 © DeA Picture Library     КАДР ИЗ ФИЛЬМА СТРАХ ВЫСОТЫ, 1977