Содержание статьи
    Также по теме

    БУФФОН

    БУФФОН (от итал. buffa – шутка), актер, исполняющий шутовские, комические роли. Термин возник в 17–18 вв.

    Буффон представляет собой актера с совершенно определенной стилистикой игры; он разрабатывает не индивидуальный, но типический характер, персонаж-маску с преувеличенно яркими, форсированными комедийными реакциями, пластикой, речевой характеристикой. Буффонаде свойственна открытая условность, подчеркнутая театральность и форсирование комической стороны. Истоки такой актерской техники лежат в народном площадном театре, далее – в карнавале и средневековых европейских фарсах. Буффон работает, как правило, в импровизационной манере (франц. improvisation, от лат. improvisus – неожиданный), когда изначально устанавливается только сюжетная схема, наполняемая в каждом конкретном спектакле новыми шутками и комическими трюками. Буффон сохраняет в представлениях на различные сюжеты свои постоянные сценические атрибуты: имя, черты характера, костюм, грим и т.п. При этом, несмотря на злободневность содержания, буффон склонен скорее не к обличающей сатире, но к грубоватой насмешливости, дерзости, жизнерадостному веселью. В стилистике буффона сохраняется один из основополагающих принципов карнавала – пародийное шутовство, профанация традиционных ценностей. Отсюда понятно, что в основе сценарной схемы буффонады лежит комедия положений, где комический эффект создается из неожиданных поворотов сюжета.

    Наиболее типичных представителей этого актерского направления дала т.н. комедия дель арте, итальянский площадной театр 16–18 вв. (другое, менее распространенное название – «комедия масок»). В комедии дель арте были разработаны и закреплены большое количество персонажей-масок (Арлекин, Бригелла, Тарталья, Панталоне, Скарамучча, Серветта – она же Фантеска или Коломбина, и т.д.). Каждый из этих персонажей мог быть сыгран только в буффонной манере.

    Золотой век комедии дель арте дал много блестящих актеров-буффонов: А.Ганасса, О.Феррарезе, Б. да Верона, Дж. и Т.Мартинелли, С.Ронкальи, И. и Ф.Андреини – 16 в.; Т.Фьорилли, А.Костантини, Д.Бьяконелли, С.Фьорилло – 17 в.; К.Бертинацци, Ч.Д'Арбес, А.Сакки, Т.Вивентини – 18 в., и др. В 17 в. актерами комедии дель арте были разработаны и первые (после Аристотелевых) теоретические принципы сценического искусства: трактаты П.М.Чеккини (1625), Н.Барбьери (1634), А.Перуччи (1699). Эти теоретические работы были посвящены не только принципам буффонады, но и проблемам ансамбля спектакля. При ярчайших буффонных приемах вопрос актерского ансамбля вставал особенно остро: без него спектакль неминуемо превращается в серию разрозненных эпизодов.

    В современном искусстве принципы буффонады особенно широко используются в клоунаде. Однако широко известны примеры и драматических спектаклей, последовательно решенных в этой стилистике: Принцесса Турандот (театр им.Вахтангова), Счастливые нищие (театр им.Станиславского), Квартира Коломбины (театр Современник) и др.

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991