Содержание статьи
    Также по теме

    ЧХЕИДЗЕ, РЕВАЗ ДАВИДОВИЧ

    ЧХЕИДЗЕ, РЕВАЗ ДАВИДОВИЧ (1926-2015), грузинский режиссер. Народный артист СССР (1980). Родился 8 декабря 1926 в Кутаиси. В 1943–1946 учился на режиссерском факультете Тбилисского театрального института им. Руставели. В 1953 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма), работал на киностудии «Грузия-фильм». Начинал с постановки документальных лент (Наш дворец, Государственный ансамбль народного танца Грузии; оба совм. с Т.Е.Абуладзе). В 1955, также вместе Абуладзе, дебютировал в игровом кино, поставив в традициях неореализма лирическую драму о жизни крестьян в дореволюционной Грузии – Лурджа Магданы (приз МКФ в Канне, 1956). В фильме Наш двор Чхеидзе в таком же «локальном», бытовом ключе решал тему современной молодежи, затем поставил историко-приключенческую картину Майя из Цхнети.

    Всесоюзную славу и официальное признание принес Чхеидзе фильм Отец солдата, где режиссер, сочетая патетику и юмор, рассказал о грузинском крестьянине-виноградаре, попавшем на фронт и дошедшем до Берлина. Зеркально «развернув» фабулу Баллады о солдате Г.Чухрая (там сын едет с фронта на побывку к матери, здесь – отец, колоритный персонаж в исполнении С.Закариадзе, движется по следам сына к фронту, на передовую), Чхеидзе одним из первых в советском кино сумел показать эпизод «большой войны» через призму национального восприятия. Впоследствии одна из эпизодических метафор Отца солдата – виноградная лоза как символ спасенной жизни – стала у Чхеидзе стержневым символическим образом фильма Саженцы: саженцы груши, которые везет в свое село пожилой крестьянин Лука, не только делают мир прекраснее, но и спасают гибнущих на горной дороге людей.

    Кадр из фильма «Отец солдата» (Р.Д. Чхеидзе, «Грузия-фильм», 1964)

    Официальное признание и успешная кинематографическая карьера Р.Чхеидзе (в 1973 он стал директором киностудии «Грузия-фильм», возглавил киноотделение Тбилисского театрального института) не в последнюю очередь объяснялись тем, что в образной ткани его фильмов достаточно органично присутствовала «партийно-советская» идеологема. Апофеозом такого подхода к национальному материалу стал фильм Твой сын, земля (Повесть о секретаре райкома), где главным выразителем патриархально-«почвеннической» идеи, радетелем за народное благо и борцом за плодоносящие сады становится молодой партийный функционер. В 1986 эта картина Чхеидзе была удостоена Ленинской премии

    В конце 1980-х годов, в поисках своего излюбленного типа героя – благородного и немного смешного в своих замыслах романтика – Чхеидзе обращается к роману Сервантеса. Фильм Житие Дон-Кихота и Санчо стал масштабной эпической лентой (два двухсерийных фильма), подтвердившей высокую режиссерскую культуру грузинского мастера. При этом ни искрометная актерская игра Кахи Кавсадзе (Дон Кихот), ни наличие испанских партнеров не смогли скрыть элемент стилизованности и «закавказского колорита», непременного для всех картин Чхеидзе.

    Умер Чхеидзе в Тбилиси 4 мая 2015.

    Литература

    Папава М. Радость нежданной встречи. – Искусство кино, 1965, № 6
    Дуларидзе Л. Реваз Чхеидзе. Нравственный опыт – из рук в руки. – В сб.: Режиссеры советского художественного кино, вып. 2. М., 1984