Содержание статьи
    Также по теме

    ЧИАУРЕЛИ, МИХАИЛ ЭДИШЕРОВИЧ

    ЧИАУРЕЛИ, МИХАИЛ ЭДИШЕРОВИЧ (1894–1974), режиссер, сценарист, актер театра и кино, скульптор, художник-иллюстратор. Народный артист СССР (1948). Профессор ВГИКа (1951). Родился 6 февраля 1894 в Тифлисе (ныне Тбилиси, Республика Грузия). В 1916 окончил школу живописи и скульптуры. В 1921 участвовал в организации театра Революционной Сатиры при Грузинском отделении РОСТА. С 1922 по 1924 жил в Германии, занимался в скульптурных мастерских, с 1924 по 1926 работал как скульптор в Тифлисе, с 1926 по 1928 был актером и режиссером «Красного театра» при Пролеткульте. С 1926 по 1941 был также режиссером и художественным руководителем организованного им Грузинского театра музыкальной комедии.

    Начиная с 1928 работал режиссером в Госкинпроме Грузии (позднее переименован в Тбилисскую киностудию), с 1946 по 1955 на киностудии «Мосфильм», с 1955 по 1957 на Свердловской киностудии. Был преподавателем киноактерской школы при Тбилисской киностудии, с 1950 по 1960 преподавателем ВГИКа.

    Начинал в кино как актер, исполнив роль Арсена в картине Арсен Джорджиашвили (1921), за ней последовали роль Осман-аги в картине Сурамская крепость (1923), роль Гаруна в картине Кошмары прошлого (1925) и др. Дебютом в режиссуре стал фильм Первый корнет Стрешнев (1928, совм. с Е.Дзиганом). Из ранних картин высокую и заслуженную оценку профессионалов получил фильм Хабарда (1931, сценарий совм. с С.Третьяковым) – сатирическая лента, герой которой, старый грузинский интеллигент, теша свое тщеславие, представляет самые заманчивые сцены, в том числе и собственные похороны. Снятый затем фильм Последний маскарад (1934), где Чиаурели выступил также в качестве сценариста, положил начало грузинскому звуковому кино.

    Имя режиссера в первую очередь связано с периодом «большого стиля» в искусстве, пришедшегося на годы сталинизма. Это посвященная грузинской истории картина Георгий Саакадзе (1942–1943, Государственная премия СССР, 1943, 1946), а также фильмы из советской истории Великое зарево (1938, Государственная премия СССР, 1941), Клятва (1946, Государственная премия СССР, 1947, Золотая медаль на МКФ в Венеции, 1946), Падение Берлина (1949, Государственная премия СССР, 1950, Большая премия Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950) и Незабываемый 1919-й (1951, Большая премия МКФ в Карловых Варах, 1952). Созданная Чиаурели кинематографическая эстетика, сколь ни уязвима она для критики, тем не менее отличается своеобразной цельностью, а предложенный им образ Сталина – это именно образ, имеющий мало общего с реальным государственным и партийным деятелем.

    Поздние фильмы режиссера не пользовались успехом у зрителей. Словно подводя итог работы в игровом кино, режиссер дал своему последнему игровому фильму красноречивое название Иные нынче времена (1965), после чего едва ли не демонстративно обратился к мультипликации. Однако и в ряду вполне нейтральных мультфильмов Певец зари (1968), Петух-хирург (1971), Блоха и Муравей (1972), Кувшин масла (1973) выделяется лента, не без иронии названная Как мыши кота хоронили (1969; так назывался знаменитый лубок, аллегорически рассказывающий о похоронах Петра I).

    Умер Чиаурели в Тбилиси 31 октября 1974.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Сценарии фильмов М. Чиаурели. Запись по фильмам И.Соколова. М., 1939
    Маневич И. Народный артист СССР М.Чиаурели. М., 1953