Содержание статьи
    Также по теме

    ЧУХРАЙ, ГРИГОРИЙ НАУМОВИЧ

    ЧУХРАЙ, ГРИГОРИЙ НАУМОВИЧ (1921–2003), русский кинорежиссер. Народный артист СССР (1981). Родился 23 мая 1921 в Мелитополе Украинской ССР. Участник Великой Отечественной войны. В 1953 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М.И.Ромма). С 1952 ассистент режиссера Киевской киностудии, с 1955 режиссер «Мосфильма». Дебютной режиссерской работой Чухрая стала экранизация повести Б.Лавренева Сорок первый (премия Международного кинофестиваля (МКФ) в Каннах, 1957). Следуя по стопам классика русской довоенной режиссуры Я.Протазанова, экранизировавшего эту повесть в 1927, Чухрай не только проявил творческую самостоятельность в подходе к материалу, но и во многом превзошел своего знаменитого предшественника: в сюжете о любви девушки-красноармейки (И.Извицкая) и белогвардейского офицера (О.Стриженов) проблема политического противостояния «красных» и «белых» отошла на второй план, уступив авансцену «противостоянию-притяжению» двух молодых темпераментных любовников, экзотический роман которых на пустынном острове в Каспийском море пришел к трагической развязке.

    В 1959 режиссер обратился к близкой ему военной теме и, обойдясь без масштабных батальных сцен и патриотической патетики, создал правдивый и вместе с тем поэтичный образ героя войны (Баллада о солдате, премия МКФ в Каннах, 1960). Основой для фильма стал сценарий В.Ежова, сверстника Чухрая, где были очерчены контуры трогательной истории о молодом солдате, как бы по случайности совершившим военный подвиг и получившим право на пару дней заглянуть домой. И все же главный эмоциональный заряд Баллады о солдате заключался в ее особой сентиментально-лирической интонации –реалистичном и неброском, близком к традиции неореализма, изобразительном ряде и мягкой, проникновенной игре молодых актеров В.Ивашова и Ж.Прохоренко. В 1961 картина была удостоена Ленинской премии.

    Главным героем следующего фильма Чухрая, Чистое небо (Большой приз МКФ в Москве, 1961), стал участник боев – летчик, попавший в плен, а затем вернувшийся на родину, где ему пришлось отстаивать свое честное имя и право на профессию. В сравнении с поэтической «наивностью» Баллады этот фильм выглядел несколько суховатым и тенденциозным, но его пафос также вполне соответствовал «оттепельным» настроениям. Несколько неожиданным по теме, но не по лирической интонации стал для Чухрая фильм о жизни стариков из сельской глубинки, Жили-были старик со старухой, поставленный в 1964.

    В 1966–1970 Чухрай вел режиссерскую мастерскую во ВГИКе, в 1964–1976 был руководителем Экспериментального творческого объединения киностудии «Мосфильм». К самостоятельной режиссуре он вернулся лишь в 1971, поставив патетичную документально-публицистическую ленту Память, основой которой стали экспрессивно смонтированные фрагменты военной кинохроники. К теме Баллады о солдате, уже в новом, диаметрально противоположном ракурсе, режиссер вернулся в конце 1970-х годов, когда поставил фильм Трясина – о матери (Н.Мордюкова), которая из-за слепой любви к сыну скрывает его от отправки на фронт.

    В 1980 Чухрай осущестил совместную постановку с итальянскими кинематографистами – политическую драму-триллер Жизнь прекрасна, действие которого развивается в одной из средиземноморских стран с тоталитарным режимом (и жанр, и тема были для него достаточно случайными). В 1984 на киностудии им. Горького Чухрай совместно с Ю.Швыревым поставил картину, посвященную классику отечественного кино – режиссеру М.С.Донскому (Я научу вас мечтать), после чего отошел от режиссуры. Вместе с тем он принимал активное участие в работе Союза кинематографистов СССР и России, избирался секретарем правления этого творческого союза.

    Умер 29 октября 2003 в Москве.

          ГРИГОРИЙ ЧУХРАЙ       culture.mincult.ru     КАДР ИЗ ФИЛЬМА БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ

    Литература

    К 60-летию Г.Н.Чухрая. – Искусство кино, 1981, № 7
    Кушнерович М. Григорий Чухрай: творческий портрет. – Кинокалендарь-1991. М., 1991
    Иенсен Т. Четыре дня без войны. – Искусство кино, 1995, № 5