Содержание статьи

    ДЕКЛАМАЦИЯ

    ДЕКЛАМАЦИЯ (лат. declamatio – упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы. Значение термина исторически менялось.

    Термин зародился в Древнем Риме, где ораторское искусство считалось одним из самых почетных и уважаемых. К театральному искусству термин стал применяться во времена развития классицизма (17–18 вв.), когда в понятие декламации входила вся совокупность средств актерского мастерства: речь, жестикуляция, мимика (См. также ЖЕСТОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ). Эстетика классицистского исполнения требовала от исполнителей мерного, четкого произнесения текста, подчиненного ударениям и цезурам патетической стихотворной трагедии. Соблюдался строгий канон торжественно-приподнятой, акцентировано ритмизированной, напевной манеры произнесения текста, сопровождаемой широким статичным жестом, подчеркивающим условность сценической речи.

    В конце 18 – начале 19 вв., с развитием романтического театра, каноны классицистской декламации начали меняться. Условность, напевность, подчеркнутая ритмичность в произнесении текста оставались, но актерская манера произнесения обогащалась перепадами чувств, чередованием форте и пиано, неожиданными смысловыми ударениями.

    Однако полное разрушение декламационного канона принесло с собой развитие и становление реалистического театра в конце 19 – начале 20 вв. Его основные требования – передача сложных оттенков характеров, приближенность к жизни, передача индивидуальных и социально-типических черт персонажей – привели к коренному изменению принципов сценической речи. Слово «декламация» по отношению к театральному искусству приобрело устойчивый негативный оттенок и стало синонимом ложной ходульной манеры речи. В этом существенную роль сыграл К.С.Станиславский, рассматривавший декламационность в своей теории и методике актерского искусства как один из главных показателей пустоты и фальши.

    К концу 19 – началу 20 в. термин «декламация» сохранился только по отношению к концертному исполнению стихов (позднее был вытеснен понятием «художественное чтение»). На рубеже 19–20 вв. в эстрадном искусстве получила широкое распространение разновидность декламации – мелодекламация (чтение стихов или прозы под музыкальный аккомпанемент). В 1920-е, с развитием массового самодеятельного эстрадного и театрального движения, термин «декламация» широко употреблялся по отношению к коллективному произнесению стихов, речевок и пр.

    В настоящее время принципы декламации в определенном смысле просматриваются в авторском чтении стихов, когда основной акцент делается поэтом не на смысловом содержании, а на метрической и ритмической структуре поэтического произведения. Однако сам термин сохранился преимущественно в качестве обозначения малосодержательной или напыщенной речи.

    Татьяна Шабалина

    Литература Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957