Содержание статьи
    Также по теме

    ДИАЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ

    ДИАЛОГ ДРАМАТИЧЕСКИЙ (греч. dialogos – разговор), форма организации драматургического и сценического произведения. От бытовой беседы драматический диалог отличается существенно большей насыщенностью, концентрацией. В построении пьесы (спектакля) диалог осуществляет сразу несколько функций.

    Драматический диалог отличается и от диалога, нередко используемого автором в прозаических произведениях. Прозаик, строя композицию рассказа, повести, романа, имеет возможность описывать происходящие события, рассказывать о них (например: «Все смешалось в доме Облонских». Л.Толстой, Анна Каренина). Такая структура текста называется авторской речью. Наличие диалога в прозаическом произведении отнюдь не носит обязательного характера; он может возникать в любом месте или не возникать вовсе. Таким образом, диалог в прозе – лишь одна из вспомогательных организующих форм. В драматургии же диалог из категории вспомогательных переходит в категорию основных форм. Здесь авторская речь сведена к минимуму, к т.н. ремаркам, выполняющим роль «подсказки» актерам и носящим преимущественно чисто функциональный характер (например: «Улыбается», «Входит» и т.п.). Основную смысловую нагрузку в театральном искусстве несет речь персонажей, действующих лиц, структурно организованная в виде диалога или монолога.

    Таким образом, в построении пьесы (спектакля) диалог осуществляет сразу несколько функций.

    В диалоге, наряду с авторской ремаркой, раскрывается информация о событиях, предыстории, сюжетных и фабульных ходах драматического произведения.

    Лексический строй речи героев несет в себе характеристику действующих лиц (социальную, возрастную, профессиональную и т.д.), и дает актеру первоначальный стимул в работе над образом. Поэтому драматический диалог, рассчитанный на слуховое восприятие, всегда строится по законам устной речи, с учетом интонационных, орфоэпических и фонетических особенностей языка.

    Однако главная видовая особенность драматического диалога, выделяющая его среди диалогов других видов искусства (эпоса, лирики) заключается в обязательной действенности, что обусловлено эстетической природой драмы. Герои драматического произведения не просто обмениваются информацией, но активно воздействуют друг на друга, пытаясь изменить точку зрения оппонента, заставить его совершить тот или иной поступок, пересмотреть свою жизненную позицию и т.п. В написанном диалоге в свернутом, концентрированном виде содержатся характеры и побуждения персонажей, существо драматического конфликта, сверхзадача каждого образа и всей пьесы в целом, – т.е., практически все компоненты сценического действия. Действенный анализ конкретных особенностей драматического диалога дает режиссеру и актерам возможность сценической трактовки драматургического произведения, в котором диалог обогащается сложным комплексом психофизических действий.

    Драматический диалог складывается из т.н. реплик – отдельных высказываний и фраз действующих лиц. Все реплики взаимообусловлены, их структура подчинена законам художественной логики конкретного драматического произведения. Так, например, в реалистической драме диалог строится, как правило, по законам линейной, последовательной логики. В то же время в т.н. «театре абсурда» диалог может состоять из нарочито нелогичных, на первый взгляд, не связанных друг с другом реплик. Однако и в том, и в другом случае общая совокупность реплик складывается в смысловое и художественное единство драматического диалога, раскрывающееся в контексте драматургического произведения в целом.

    Удельный вес драматического диалога как формы сценической речи менялся в соответствии с историческим развитием драматургии и ее жанровых особенностей. Так, в античном театре, средневековых мистериях и моралите основной организующей лексической формой был монолог, диалогу же отводилось подчиненное место. В ренессансной, классицистской и романтической трагедии диалог приобрел гораздо большее значение, сосуществуя на равных правах с монологом. В то же время комедийные драматические жанры (от скоморошьих представлений и комедии дель арте до фарсов и водевилей) всегда использовали в основном форму диалога: это обусловлено большей динамикой развития действия. В современном театре, начиная со становления реалистической драматургии, диалог занял преобладающее место. Исключение составляют так называемые монопьесы, предназначенные для исполнения одним актером (например, Лекция о вреде табака А.Чехова, Последняя лента Крэппа С.Беккета и др.).

    См. также ДИАЛОГ

    Татьяна Шабалина

    Литература

    Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Собр. соч. в 3-х тт. Т. 2, М., 1948
    Станиславский К.С. Работа актера над собой, Работа актера над ролью. Собр. соч. в 8-ми тт. Тт. 2, 3, 4. М., 1954–1957
    Театр парадокса (Ионеско, Беккет и другие). М., 1991