Содержание статьи

    ДЗАННИ

    ДЗАННИ, в комедии дель арте так назывался персонаж слуги.

    Он появляется в театре в 16 в. Вначале это был персонаж вспомогательный, но постепенно его участие в сюжете сценариев театра масок становилось все более значительным. Дзанни – это народно-комедийная маска, определяющая оптимистический пафос, сатирическую силу комедии дель арте и динамику действия. К этим маскам относятся первый и второй Дзанни и Серветта. Дзанни – это бергамское и венецианское произношение имени Джованни. Дзанни чаще всего зовутся слугами, но это название чисто условное. Слугами они стали лишь со временем, вначале они были просто крестьянами либо из окрестностей Бергамо, если речь шла о северных масках, либо из Кавы или Ачеры, если маски были южного происхождения. На севере наиболее популярными были две маски дзанни – Бригелла и Арлекин, на юге – Пульчинелла. Бригелла – первый дзанни. Это умный, хитрый, изобретательный, злой, говорливый слуга, не останавливающийся ни перед чем для того, чтобы устроить свои дела и извлечь для себя отовсюду пользу. В сценариях театра масок именно Бригелла преимущественно ведет интригу комедии и двигает ее действие вперед. Арлекин и Пульчинелла – вторые дзанни. Арлекин в отличие от Бригеллы по-деревенски простоват и наивен; но он сохраняет неизменную веселость, и никакие жизненные трудности не способны смутить его или привести в уныние. Костюм дзанни сначала был стилизован под крестьянскую одежду. Он состоял из длинной блузы, подхваченной кушаком, длинных панталон, простых туфель и самого простого головного убора. Все сделано из грубого полотна. Различия заключались в том, что у Бригеллы на блузе были нашиты желтые и зеленые позументы, намекавшие на лакейскую ливрею; носил он также черную маску. На Арлекине был белый костюм с разноцветными заплатками (символ бедности), шапочка с заячьим хвостиком (символ трусости), деревянный меч и черная маска с шишкой на лбу (как память о рожках комического беса из средневековой мистерии, от которого он происходит). Пульчинелла – любимец неаполитанского зрителя – в сценариях комедии дель арте был не только слугой, но также и комическим стариком, и вообще мог иметь какую угодно профессию. В целом образ его по сравнению с другими масками представляется значительно более сложным и неоднозначным, вобравшем в себя множество черт человека вообще. Пульчинелла носил большой белый балахон с поясом, белые панталоны, высокий белый колпак-шапку и черную полумаску с большим крючковатым носом. Он единственный среди других дзанни имел горб.

    Женской параллелью дзанни является Серветта, или Фантеска – служанка, которая могла иметь разные имена: Коломбина, Смеральдина, Франческина, Кораллина, Арджентина и т.д. Это образ веселой бойкой девушки. На Серветте, как и на Арлекине, первоначально была надета крестьянская одежда в заплатках, которая постепенно превратилась в элегантный костюм субретки: пеструю блузку с коротенькой пестрой юбкой.

    Каждый из дзанни имел свои характерные черты, но было нечто, что объединяло их всех. Все они – обычно люди бедные и голодные. Одна из самых древних тем комедии дель арте – тема голода дзанни. Дзанни голоден всегда. Голод – его второе я, такой же неотделимый признак, как маска или традиционный костюм. Дзанни не может не хотеть есть, он так подолгу постился, что приобрел привычку к непроходящему голоду (fame arretrata), который утолить невозможно. Эта его особенность всегда была объектом неистощимых шуток и насмешек (правда, обычно смягченных сочувствием). Непреодолимое чувство голода дзанни нередко становилось важнейшим компонентом сюжета, первопричиной, образующей завязку комедии, а также пружиной, двигающей ее действие вперед. Сценарии комедии дель арте дают этому множество подтверждений. Естественно, что тема голода всегда была содержанием очень большого числа разнообразных лацци.

    См. также МАСКА.

    Мария Скорнякова

    Литература Миклашевский К. La Commedia dell arte или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII, XVIII столетий. 1914
    Bragaglia A.G. Pulcinella. Roma, 1953
    История западноевропейского театра. т. I, М., 1956
    Teatro napoletano dalle origini a Edoardo Scarpetta. A cura di G.Trevisani. Bologna, 1957
    Дживелегов А.К. Итальянская народная комедия. 2-е изд. М., 1962