Содержание статьи
    Также по теме

    ЭЧЕГЕРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ, ХОСЕ

    ЭЧЕГЕРАЙ-И-ЭЙСАГИРРЕ, ХОСЕ (Echegaray Y Eizaguirre, Jose), (1832–1916), испанский драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе 1904.

    Родился 19 апреля 1832 в Мадриде в баскской семье. Когда ему было три года, родители переехали в Мурсию, городок на территории бывшего Мавританского королевства на берегу Средиземного моря.

    Отец Эчегерая – профессор греческого языка в Мурсийском институте, куда поступил и сын, который увлекался греческим и латинским языками, изучал естественно-научную историю. Окончил учебу в возрасте 14 лет, получив степень бакалавра философских наук. После этого возвращается в Мадрид, где начинает изучать математику в Эскуэла де каминос (Техническое училище), которое заканчивает в 1853. Несколько лет работал инженером, потом получил должность преподавателя прикладной и теоретической математики в Техническом училище. Известен как автор статей и монографий по этим дисциплинам.

    Помимо математики, занимался исследованиями в области геологии и политической экономики, увлекается театром. Известно, что примерно в 1863 его младший брат Э.Мигель написал пьесу, которая была поставлена на сцене любительского театра. По мнению биографов Эчегерая, это событие произвело на будущего драматурга значительное впечатление и во многом предопределило круг его будущих интересов.

    Эчегерай принимает участие в политической деятельности. После революции 1868 и низложения королевы Изабеллы II становится министром общественных работ, через год – министром торговли. В 1869 его избирают в испанский парламент, и он занимает различные посты, по его инициативе создается Банк Испании.

    После восстановления династии Бурбонов в 1874 ненадолго эмигрирует в Париж, где всецело отдается литературным и театральным интересам. В том же году возвращается в Мадрид, где пишет первую пьесу Чековая книжка, подписываясь псевдонимом Айасека-и-Эйсагир. Оставляет занятия математикой и прочими науками, отходит от политической деятельности и следующие три десятилетия жизни посвящается исключительно литературе.

    Писал по две-три пьесы в год, которые часто ставились на сценах испанских театров. Эчегерай становится популярным драматургом, во многом благодаря сочетанию в его творчестве мотивов высокой мелодрамы с ее темами чести, верности, любви и традиций классика испанского театра Педро Кальдерона.

    Из 60 пьес почти половина написана стихами, например романтическая драма Жена мстителя (1874), первая пьеса, принесшая Эчегераю известность. Еще больший успех имела пьеса В рукоятке шпаги (1875). В 1877 пишет пьесу Безумие или святость, главного героя которой объявляют безумцем, ибо его отличительные черты – честность, прямота и неподкупность. Пьеса была переведена на английский язык, после чего Бернард Шоу высоко оценил творчество Эчегерая, сказав, что тот относится к «школе Фридриха Шиллера, Виктора Гюго со свойственными им категоричностью, истинным трагизмом…».

    Начиная с пьесы Сын дон Хуана драматургия Эчегерая приобретает реалистические черты. В пьесе отчетливо заметно влияние Генриха Ибсена, в частности его пьесы Привидения. Критика отнеслась к Сыну дона Хуана достаточно холодно, и лишь тот же Бернард Шоу отозвался о ней благосклонно, отметив, «…что сюжет Привидений получил новую национальную трактовку, однако сохранил прежнюю мораль».

    Самое известное произведение Эчегерая – Великий Галиото (1881). Здесь в центре внимания автора – губительная сила слухов и лжи, жертвами которых становятся невинные люди. По мнению искусствоведа Федерико де Ониса, «эти пьесы… с мастерством и эффектностью воспроизводят традиционные темы и конфликты, которые и составляют суть драмы».

    На конец 1890-х приходится пик славы Эчегерая, в 1894 его избирают в Испанскую королевскую академию. В то же время молодые испанские писатели, которых принято называть «поколением 1898 года», резко выступили против Эчегерая. Они приписывали его пьесам сентиментализм, который они считали устаревшим литературным стилем, упрекали в подражании Ибсену.

    В 1904 Эчегерай получает Нобелевскую премию по литературе совместно с Ф.Мистралем «за многочисленные заслуги в возрождении традиций испанской драмы». В приветственной речи лауреату (который отсутствовал на церемонии) С.Д.Вирсен, член Шведской академии, сказал, что «подобно мастерам старой испанской драмы, Эчегерай совмещает в своем творчестве единство богатого воображения и утонченного художественного вкуса».

    В 1912 был награжден орденом Золотого руна. Умер 14 сентября 1916 в Мадриде.

    Критики по-разному оценивают творчество Эчегерая. Одни полагают, что он стал связующим звеном между классической и современной испанской драмой. Другие считают его творчество свидетельством упадка испанского театра в конце XIX в. По мнению американского литературоведа В.Ньюберри, Эчегерай оказал значительное влияние на Пиранделло, оба писателя «подвергают романтизм сатирическому осмеянию, тем самым предвосхищая упреки критики в приверженности к этому направлению».

    См. также ИСПАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.

    Издания: O Locura o Santidad, Drama en Tres Actos y en Drosa. Madrid, 1877; Shay F. (ed.), Twenty-five Short Plays, 1925; L.A. Modern Spanish Literature, 1929.

    Наталья Карамышева