Содержание статьи
    Также по теме

    ЭФРОС, НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ

    ЭФРОС, НИКОЛАЙ ЕФИМОВИЧ (1867–1923), русский театральный критик и историк театра (псевдонимы: Чужой, Старый друг, кн. Мышкин, Старик, Москвич и др.). Родился в Москве, в купеческой семье. Образование получил в гимназических классах Лазаревского института, затем окончил юридический факультет Московского университета (1889). Журналистская деятельность Эфроса началась в 1891. Поначалу печатался в провинциальных газетах, затем сотрудничал в московском издании «Новости дня», где помещал преимущественно рецензии на драматические спектакли. С конца 1896 на протяжении восьми лет – официальный редактор «Новостей дня». Далее последовала работа в редакциях газет «Путь» и «Русские ведомости». С октября 1911 до закрытия «Русских Ведомостей» в 1918 – заведующий московским отделом этой газеты. Обширные корреспонденции Эфроса, подписанные псевдонимом «Чужой», регулярно печатались в «Речи»; также он был многолетним обозревателем «Одесских новостей». Последним звеном газетно-редакционной деятельности Эфроса было редактирование небольшой газеты «Кооперация», выходившей в 1919. Откликаясь на самые разные явления, основное внимание Эфрос уделял театру.

    Эфрос много и плодотворно работал в журналах. Его статьи печатались в «Русской мысли», «Современном мире», «Театре и искусстве», «Ежегоднике императорских театров» (обзоры московских сезонов) и «Russian review». Под редакцией Эфроса вышли все 10 книжек «Культуры театра» (1920–1922). Под его же редакцией зимой 1921–1922 издавался еженедельник «Театральное обозрение». Выше всего в деле театра Эфрос ценил актерское искусство и без устали утверждал положение о первенстве актера. Эфрос имел собственную концепцию актерского творчества, которую намеревался обосновать теоретически.

    Театральным пристрастием, интерес к которому Эфрос пронес через всю жизнь, был Малый театр. Его актерам и драматургу А.Островскому посвящены книги М.Н.Ермолова (1896), М.С.Щепкин (1920), Пров Садовский (1920), А.Н.Островский (1922), А.И.Южин. 1882–1922 (1922).

    С момента создания Художественного театра Эфрос навсегда становится его приверженцем, другом и пропагандистом (еще в 1896 рецензировал Отелло У.Шекспира Общества искусства и литературы, писал о выпускниках Вл.И.Немировича-Данченко в Филармоническом училище, опубликовал беседу с К.С.Станиславским об его планах создания общедоступного театра). Эфрос следит за каждым шагом МХТ, не пропуская практически ни одного спектакля. Множество его рецензий, статей и капитальных театроведческих исследований посвящено театральным созданиям этого коллектива. К 15-летию театра Эфрос публикует работу Детство Художественного театра. Затем последовали монографии К.С.Станиславский (Опыт характеристики) (1918) – первое исследование советского времени о Станиславском, В.И.Качалов (1919), Три сестры. Пьеса А.П. Чехова в постановке МХТ (1919), Вишневый сад. Пьеса А.П.Чехова в постановке МХТ (1919), На дне. Пьеса А.М.Горького в постановке МХТ (1923), Московский Художественный театр. 1898–1923 (1924). Отдельные книги театральный летописец посвятил постановке 1-й Студии МХТ Сверчок на печи по Ч.Диккенсу и истории театра-кабаре Н.Балиева «Летучая мышь».

    Интересы Эфроса-театроведа простирались и далеко за пределы творчества Малого и Художественного театров, в том числе – в глубины истории. В 1914 под редакцией Эфроса и В.В.Каллаша вышел 1-й том задуманной многотомной Истории русского театра (коллективный авторский труд), первый очерк которого был посвящен народной драме, а последний – первым постановкам фонвизинских Бригадира и Недоросля. Продолжения этого издания, однако, не последовало. Эфросовский интерес к театроведению как самостоятельной научной дисциплине усилился в годы революции, когда ему пришлось работать в Историко-театральной секции ТЕО, затем в Государственном институте театроведения и в Театральной секции Государственной академии художественных наук. В этот период Эфрос все реже проявляет себя как действующий критик, более же – как ученый и историк. Одной из последних его идей была мысль о создании театральной энциклопедии.

    Эфрос выступал также как автор энциклопедических статей (П.В.Васильев, С.В.Васильев и Ф.Г.Волков в Новом Энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона), переводчик (Анджело В.Гюго, Одинокие Г.Гауптмана) и драматург (Дело Тарновской, или Всемирный процесс 1910 года под псевдонимом «кн. Мышкин»; пьеса дважды ставилась в Петербурге – на Открытой сцене Крестовского сада и в летнем Ново-Шуваловском театре, оба спектакля 1910). В 1918 возглавил литературный отдел кино-конторы «Русь» (позже «Межрабпом-фильм»). Эфросу принадлежат сценарии фильмов Поликушка по повести Л.Толстого с И.Москвиным в главной роли и Сорока-воровка по одноименному произведению А.Герцена с актрисой О.Гзовской.

    Умер Эфрос в Москве 6 октября 1923.

    Литература

    Марков П.А. Памяти летописца МХАТ. – В кн.: Марков П.А. О театре, т. 3. М., 1976
    Герасимов Ю.К. Перешагнувшие рубеж (А.Р.Кугель, Н.Е.Эфрос, Э.А.Старк, Л.Я. Гуревич). – В кн.: Театральная критика 1917–1927 годов. Л., 1987