Содержание статьи
    Также по теме

    ФАЙКО, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

    ФАЙКО, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1893–1978), советский театральный драматург. Автор ряда остросюжетных мелодрам и комедий, широко ставящихся на сцене театров 1920–1940-х.

    Родился 7 (19) сентября 1893 в московской купеческой семье, отличающейся особой любовью к театру и знанием московского театрального мира. В 1917 закончил историко-филологический факультет Московского университета. Его молодость совпала с расцветом студийного театрального движения. В 1921–1924-х работал в качестве педагога, актера и помощника руководителя в Студии импровизации «Летучая мышь». Этот опыт существенно помог в его первых шагах драматурга (первые пьесы – комедия Диллема, 1921; Карьера Пирпойнта Блэка, 1922). Его пьесы с самого начала отличались сценической эффектностью, захватывающей интригой, стремительным темпом развития действия. С большим успехом Мчеделовым в «Летучей мыши»была поставлена Диллема. Начинающего автора окрылила похвала К.С.Станиславского.

    Новый этап в его творчестве начался в 1923 и был связан со сценической практикой В.Мейерхольда, в постановках которого были воплощены самые известные пьесы Файко 1920-х: Озеро Люль и Учитель Бубус. На смену театральной агитке времен Гражданской войны приходил жанр «хорошо сделанной пьесы», «где все было на своих местах: и быстрая завязка, и бурная кульминация действия, и эффектный финал», – писал К.Рудницкий. Файко возрождал забытые традиции мелодрамы, театр эффектов и контрастов, театр, доступный самой разной публике. В Озере Люль использовал приемы кинематографа, ставшего серьезным конкурентом театру. Динамическая смена эпизодов в этом спектакле послужила началом внедрения кинематографической практики в театр, и позже использовалась многими режиссерами. Сформулированный С.Эйзенштейном принцип «монтажа аттракционов» был настолько созвучен динамике времени, что не мог не использоваться как в драматургической, так и в режиссерской практике.

    Его пьесы изображали пестрый мир наживы и преступления, борьбы за деньги и власть. Еще не написаны образцы советской драмы о революции, не выведен на подмостки «положительный» герой. Но уже в то время он выводит на сцену своего героя – привлекательного и неотразимого авантюриста Антона Прима, чтобы развенчать его буржуазный индивидуализм. Это был настоящий герой эпохи НЭПа. Парадокс заключался в том, что осуждаемый автором герой очень нравился публике, чем и был обусловлен, в основном, успех спектакля. Постановка Озера Люль в Театре Революции В.Мейерхольдом (1923) стала событием и первым образцом кинематографического построения спектакля. Комедия Учитель Бубус (1925) в силу некоторой своей вторичности, такого успеха уже не имела.

    Продолжала тему развенчания индивидуализма пьеса Евграф, искатель приключений, написанная в 1925 уже не на экзотическом, а живом московском материале. Главный герой Евграф пытался и не мог обрести себя в новой обстановке возрожденного капитализма, искал и не находил возвышающих душу приключений. Эта пьеса не стала творческой удачей Файко. Несколько лет спустя, в 1928 написал лучшую свою пьесу Человек с портфелем, которая была поставлена режиссером А.Диким в Театре Революции. В центре – мелодраматический герой Гранатов – циничный приспособленец, готовый поставить на службу своей карьере самые благородные слова и идеи. Его прошлое темно и запятнано, и для расправы с людьми, напоминающими о нем, он не брезгует никакими средствами, вплоть до убийства. С позиции современности пьеса кажется наивной. И, конечно, не столько благодаря мелодраматическому злодею Гранатову она была запечатлена в истории театра. В Человеке с портфелем главным антагонистом Гранатова оказался четырнадцатилетний подросток Гога, мальчик большого внутреннего достоинства, человеческого чутья и духовной силы. Эта роль стала одной из лучших ролей М.Бабановой.

    С расцветом новой советской драматургии конца 1920-х – начала 1930-х, когда на сцену выходят такие новые авторы, как К.Тренев, Н.Погодин, А.Арбузов, не говоря уже о М.Булгакове, творчество А.Файко вытесняется на второй план, не отвечая новым театральным требованиям.

    Перу А.Файко принадлежат либретто к операм Т.Хренникова В бурю, Мать (по роману А.М.Горького), сценарии к фильмам Аэлита (1924), Папиросница от Моссельпрома (1924), Сердца четырех (1941).

    Умер Файко 25 января 1978.

    Екатерина Юдина

    Литература

    Файко А.М. Записки старого театральщика. М., 1978