Содержание статьи
    Также по теме

    ФАЙНЦИММЕР, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

    ФАЙНЦИММЕР, АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1906–1982), русский кинорежиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств БССР (1934), заслуженный деятель искусств Литовской ССР (1954). Родился 31 декабря 1905 (13 января 1906) в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). В 1928 окончил Государственный техникум кинематографии, где учился в мастерской В.Пудовкина, у которого был помощником режиссера на съемках фильма Конец Санкт-Петербурга.

    Известность к режиссеру пришла после фильма Поручик Киже (1934) по повести Ю.Тынянова. Иррациональность Павла I, превратности судьбы, которые грозят каждому, кто оказался в этой механической вселенной, выстраивающейся вокруг своего центра – императора, замечательно показаны в одном из лучших фильмов раннего советского кинематографа. В съемках деятельное участие принимал Тынянов, который значится в титрах как сценарист, однако его с полным правом можно считать сорежиссером, а сам фильм воплощает тыняновскую концепцию русской истории. Роль, сыгранная в фильме Э.Гариным, – кинодебют легендарного актера.

    Было бы неверно считать режиссера только всего лишь подручным при выполнении чужих замыслов. Высокий профессионал, Файнциммер, несмотря на кажущуюся тематическую пестроту его работ, имел круг любимых тем. Особую область в его творчестве составляли фильмы о моряках, такие, как Балтийцы (1938), Танкер «Дербент» (1940, по книге Ю.Крымова), Морской батальон (1946), За тех, кто в море (1947, по Б.Лавреневу). Однако главное пристрастие режиссера – жанровый кинематограф с четкой занимательной интригой, яркими, сочными и определенными характерами, сюжетными перипетиями, удерживающими внимание зрителей. Файнциммер снял несколько таких фильмов, они вышли в лидеры проката и стали своеобразными вехами развития отечественного кинематографа. Приключенческая лента Котовский (1942) выстроена настолько динамично, что перед зрителями разворачивается не очередной фильм о событиях Гражданской войны, а приключенческо-авантюрная драма с положительным главным героем. Многие реплики из фильма стали крылатыми, вошло в обиход и такое понятие, как прическа «под Котовского». Не столько реальные события Великой Отечественной войны, сколько эффектные историко-приключенческие схемы обыграны и в фильме Константин Заслонов (1949, Государственная премия СССР, 1950). Огромным успехом пользовалась политическая драма с чрезвычайно сильным мелодраматическим элементом У них есть Родина (1949, Государственная премия СССР, 1951) – о советских детях, вывезенных в Германию, и их судьбе после победы. Превосходный материал для мелодрамы содержался и в романе Э.Войнич Овод (одноименный фильм, 1955). Режиссеру не было необходимости усиливать краски: точно выстроив повествование, отлично подобрав актеров (первая большая роль в кино О.Стриженова), режиссер вновь избег канонов официозного кинематографа, показал, что настоящий профессионализм способен оттеснить идеологию на задний план либо вовсе вывести ее за рамки повествования. Файнциммер умело противопоставил двух актеров романтического плана, представляющих разные школы актерской игры. Отца главного героя сыграл Н.К.Симонов. Не стала большой удачей, однако добилась высоких прокатных показателей музыкальная комедия Файнциммера Девушка с гитарой (1958).

    В последних фильмах Файнциммера царит стихия чисто зрелищного кинематографа, действие разыграно в заведомо условных декорациях. В центре повествования – противоборство советской и зарубежной разведок (Пятьдесят на пятьдесят, 1972), судьба сотрудника угрозыска, под видом рецидивиста проникшего в среду уголовников (Прощальная гастроль «Артиста», 1979), разоблачение опасной банды (Трактир на Пятницкой, 1977). Для работ режиссера характерны живописно выбранная фактура, добротные актерские работы, напряженное действие.

    Умер Файнциммер 21 апреля 1982.

    Евгений Перемышлев

    Литература

    Ямпольский М. Память Тиресия. М., 1993