Содержание статьи
    Также по теме

    ФИЛАТОВ, ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ

    ФИЛАТОВ, ЛЕОНИД АЛЕКСЕЕВИЧ (1946–2003), русский актер театра и кино, поэт, драматург, сценарист, режиссер. Народный артист Российской Федерации (1996). Родился 24 декабря 1946 в Казани, детство и юность прошли в Ашхабаде. В школе играл в драматическом кружке, писал стихи. Первая публикация – басня в газете «Комсомолец Туркменистана».

    После неудачной попытки поступить во ВГИК на режиссерское отделение сдал экзамены на актерское отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина, с 1965 по 1969 учился в мастерской В.К.Львовой. После окончания училища с 1969 по 1985 работал в Театре драмы и комедии на Таганке; когда в отсутствие Ю.Любимова главным режиссером театра был назначен А.Эфрос, ушел в театр «Современник». В 1987 вернулся в Театр на Таганке, а когда труппа театра разделилась, вступил в Содружество актеров Таганки.

    Среди театральных ролей – Автор в спектакле Что делать? по роману Н.Г.Чернышевского, Пушкин в поэтической композиции Товарищ, верь!, Дмитриев в спектакле Обмен по прозе Ю.Трифонова, Мастер в спектакле Мастер и Маргарита по роману М.Булгакова, Барон и Дон Карлос в спектакле Пир во время чумы по мотивам Маленьких трагедий А.С.Пушкина. Участвовал в спектаклях Владимир Высоцкий и Борис Годунов. Много и успешно играл на телевидении, в т.ч. в спектаклях Эдгар женится (1969), Воспитание чувств (1974), Мартин Иден (1976), Любовь Яровая (1976), Кошка на радиаторе (1979), Часы с кукушкой (1979), Осторожно, ремонт! (1979) – три последних по сценариям Филатова. Из других его пьес, написанных в разные годы, – Время благих намерений, вариация на темы Лисистраты Аристофана, авантюрная комедия Возмутитель спокойствия по роману Л.Соловьева о Ходже Насреддине, трагический фарс Опасный, опасный, очень опасный по мотивам романа Ш. де Лакло.

    Успехом у публики пользовались стихотворные пародии Филатова из цикла «Таганка-75», сказка в стихах Про Федота-стрельца удалого молодца. Его пародии остроумны, смешны, точно передают особенности стиля пародируемых авторов. Впрочем, стихотворца в первую очередь занимает не стилистика литературных первоисточников: объект его сатиры – личность высмеиваемого литератора, его общественное поведение. Читая пародии перед публикой, Филатов изображал манеру речи пародируемого автора, манеру держаться перед аудиторией. Содержавшиеся в этом «капустнике» намеки или прямые отсылки к событиям, которые на тот момент были у всех на устах, в сказке про Федота-стрельца сменились прозрачными аллюзиями. Талантливый дилетантизм, вообще характерный для актеров Таганки – пишущих, режиссирующих, поющих, – заметен и в режиссерской работе Филатова. За событиями, разворачивающимися в его фильме Сукины дети (1990; премия «Кинотавр–91», Сочи, 1991), легко угадывается конфликт, в конце концов разделивший Театр на Таганке.

    Ощущение неокончательности, неполноты, а потому озлобленности либо резкости оставляют персонажи, сыгранные Филатовым в кино. Это завистники, подобно Швабрину из Капитанской дочки, либо удачливые несчастливцы, без дома и семьи, как летчик Скворцов в Экипаже (1980, реж. А Митта), либо люди больших амбиций и малых свершений, как бывший спортсмен Ким в картине С вечера до полудня (1981), либо провинциальные сверхчеловеки, как Виктор Грач в фильме Грачи (1982, реж. К.Ершов). Они или самовлюбленные эгоисты, рушащие все ради собственных целей, вроде залетевшего на время в далекий театр столичного режиссера Фетисова в ленте Успех (1984, реж. К.Худяков), или скручены слабостью и бездействием, смертельными в прямом смысле слова и для них, и для их близких, как барон Б.К. в картине Избранные (1982, реж. С.Соловьев). Резкость и нерешительность – два полюса, между ними и существуют все киногерои Филатова, будь это лента Э.Рязанова Забытая мелодия для флейты (1987) или К.Шахназарова Город Зеро (1988). Однако актер был награжден не за серьезные работы, а за роль в среднем фильме Чичерин (1986; приз на XXV МКФ в Карловых Варах, 1986), посвященном деятельности первого наркома иностранных дел.

    Творческая деятельность Филатова прервалась рано – в октябре 1993 он перенес инсульт и больше не мог играть. Остался незавершенным и фильм Свобода или смерть, над которым он работал как режиссер, одновременно исполняя главную роль. Преодолевая недуг, Филатов продолжал вести начатую в 1993 телевизионную программу «Чтобы помнили», каждый выпуск которой посвящен какому-либо ушедшему из жизни актеру. За эту передачу ее автор и ведущий получил Государственную премию Российской Федерации за 1995, а также стал лауреатом премии «Триумф» и был награжден призом ТЭФИ 1996.

    Филатов являлся ректором гуманитарного лицея в Марьино.

    Умер 26 октября 2003 в Москве.

    Евгений Перемышлев

     actors.khv.ru     ЛЕОНИД ФИЛАТОВ

    Литература

    Резникова Т. И интеллект, и эмоции. – Советский фильм, 1981, № 5
    Филатов Л. Сукины дети. Стихи, переводы, пародии, пьесы, киносценарии. М., 1992
    Воронецкая Т.В. Леонид Филатов. М., 1992
    Филатов Л. Нет худа без добра. М., 1999