Содержание статьи

    ФИЛИППЕНКО, АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ

    ФИЛИППЕНКО, АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ (р. 1944), русский актер театра, кино, эстрады. Заслуженный артист РСФСР (1989). Родился 2 сентября 1944 в Москве. В 1967 окончил Московский физико-технический институт, в 1974 заочное отделение Театрального училища им. Б.В.Щукина. С 1967 по 1969 работал инженером, в 1964–1969 был актером и режиссером эстрадной студии МГУ «Наш Дом», с 1969 по 1975 – актером Театра драмы и комедии на Таганке, в 1975–1994 – актером Театра им. Евг. Вахтангова.

    По возрасту и жизненному опыту Филиппенко относится к тем, кто не столько формировал и воздействовал на эпоху «шестидесятых» с ее прорвавшимся через запреты джазом, западной модой, книгами и фильмами, сколько сам был сформирован этой эпохой. В блистательной эстрадной композиции-фантазии по пьесе В.Славкина Взрослая дочь молодого человека актер, словно в цирковой клоунаде, танцевал рок-н-ролл с собственным пиджаком, играл на подтяжках, как на струнах контрабаса, и на галстуке, как на саксофоне. Отсутствующая в пьесе фраза «И Козел на саксе» после выступления Филиппенко в передаче «Вокруг смеха» стала крылатой, хотя не все знали, что имеется в виду джазовый саксофонист Алексей Козлов, позднее ставший одним из символов времени.

    Выступления Филиппенко на эстраде дали актеру возможность самому подбирать репертуар (Записки сумасшедшего Н.В.Гоголя, разыгранные как маленькие драмы рассказы М.Зощенко, фельетоны М.Кольцова и др.). Снимался Филиппенко много, а в таких замечательных фильмах, как Гори, гори, моя звезда (1969, реж. А.Митта) и Бумбараш (1971, реж. Н.Рашеев), ему достались лишь эпизоды. Ставшие событием кинороли тоже театральны, даже эстрадны: Смерть в ленте Звезда и смерть Хоакина Мурьеты (1982, реж. В.Грамматиков) и Кащей Бессмертный в сказке Там, на неведомых дорожках... (1982, реж. М.Юзовский). Тут главенствуют маска, полное перевоплощение, пластика близка к пантомиме. Филиппенко – актер условного материала, у него замечательное чувство юмора и ощущение стиля всей вещи, незаменимые для игры в детских фильмах-сказках. То же органичное чувство стиля Филиппенко продемонстрировал в картинах, тонко разработанных психологически, где «общественный психоанализ», воссоздание эпохи, а порой и стилистика режиссуры делают актера трагической марионеткой. В лентах Торпедоносцы (1983, реж. С.Аранович) Мой друг Иван Лапшин (1984, реж. А.Герман), О возвращении забыть (1985) использовались преимущественно внешние данные актера. Сколь ни различны эти фильмы, драматизм ситуации в них схож: это драматизм томительного бездействия, ожидания, сходны и сами герои – военно-морские летчики, оперативники из угрозыска, подводники. Острохарактерному актеру здесь приходилось сдерживать себя, не пользоваться гротескными красками. Люди того же поколения, постаревшие на несколько десятилетий, представлены и в ленте Наш бронепоезд (1988, реж. М.Пташук). На фестивале «Созвездие-89» актер получил приз именно за лучшую роль второго плана.

    Из-за того, что вопрос, чьей собственностью является картина Мастер и Маргарита (1994, реж. Ю.Кара), до сих пор не решен, отечественный зритель не видел Коровьева, сыгранного Филиппенко.

    С 1995 занят в основном театральными работами. В эти годы он играл по контрактам в различных театрах Москвы: «Школе современной пьесы», в «Театре у Никитских ворот», в Театре Эстрады, в «Театре Музыки и Поэзии».

    С 1996 Филиппенко является художественным руководителем театра «Моно-Дуэт-Трио» при Москонцерте, в репертуаре которого литературно-музыкальное шоу Поезд на Чаттанугу, или Когда и мы были молодые (еще один вариант пьесы Славкина Взрослая дочь молодого человека), За вашу и нашу свободу (по В.Гавелу) и моноспектакль Мертвые души (по заключительным главам гоголевской поэмы), спектакль-дуэт Фальбала (по роману Ф.М.Достоевского Бедные люди).

    В театральный сезон 1998–2000 в театре «Сатирикон» одновременно играл две роли – Клавдия и Тень отца Гамлета в спектакле Гамлет (У.Шекспир) режиссера Р.Стуруа. С 2000 в театре «Et Cetera» А.Калягина он играет Антонио в спектакле Шейлок (У.Шекспир Венецианский купец) режиссера Р.Стуруа, а в Театре-студии О.Табакова играет Сатина в спектакле по пьесе М.Горького На дне режиссера А.Шапиро.