Содержание статьи
    Также по теме

    ФОМЕНКО, ПЕТР НАУМОВИЧ

    ФОМЕНКО, ПЕТР НАУМОВИЧ (1932—2012), русский режиссер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), народный артист РФ (1993), заслуженный деятель искусств Польши (1979). Лауреат Государственных премий РФ (1995, 1998). Профессор Российской Академии театрального искусства (РАТИ, 1992). Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1996).

    Родился 13 июля 1932 в Москве. Окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (ныне Российская академия музыки), затем филологический факультет Московского педагогического института им. Ленина и поступил в Школу-студию МХАТ, откуда был отчислен. В 1961 окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская А.А.Гончарова; ныне РАТИ). В театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси и за рубежом (Польша, Австрия, Франция) поставил более 50 спектаклей. Первый спектакль, Беспокойное наследство К.Финна, выпустил в Московском драматическом театре в 1958. Работал в Московском театре драмы и комедии, где в 1962 поставил Микрорайон Л.В.Карелина. Как режиссер участвовал в постановках Ю.П.Любимова Антимиры по А.А.Вознесенскому и Павшие и живые по стихотворениям военных лет (обе 1965). В 1966 в Театре им. Вл.Маяковского поставил свой известный спектакль Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина, прошедший 50 раз и снятый. «В Тарелкине он представил образ страны-застенка. Это была театральная преисподняя, «вурдалак, упырь и мцырь» веселились, но веселье отдавало мистикой». Тарелкина сыграл любимый актер Фоменко А.С.Эйбоженко (1934–1980). В 1967 в Театре на Таганке вышел спектакль Дознание П.Вайса, в 1968 – Как вам это понравится У.Шекспира в Московском драматическом театре, в 1969 – Новая Мистерия-Буфф по Маяковскому в обработке М.Г.Розовского в Театре им. Ленсовета. В Мистерии он «попытался соединить стихию политической буффонады с мистериальным искусством». И этот спектакль был закрыт. В Русском драматическом театре им. А.С.Грибоедова (Тбилиси) режиссер поставил спектакли Свой остров Р.Каугвера (1970) и Дорога цветов В.П.Катаева (1971).

    С 1972 по 1981 Фоменко работал в Ленинградском театре Комедии (с 1977 главным режиссером). Первый его спектакль здесь – водевиль-мелодрама Этот милый старый дом А.Н.Арбузова, в 1974 поставленный в Театре Польском (Вроцлав) во 2-й редакции. Затем были Троянской войны не будет Ж.Жироду, Родственники Э.В.Брагинского и Э.А.Рязанова, Старый Новый год М.М.Рощина, Мизантроп Мольера и др. Театр Комедии не стал для Фоменко «домом», его путь «режиссера-странника» продолжился. В 1977 выходит спектакль Любовь Яровая К.А.Тренева в Малом театре (Золотая медаль им. А.Д.Попова). Известные работы режиссера 1980-х годов – Плоды просвещения Л.Н.Толстого в Театре им. Вл.Маяковского (1985), Дело Сухово-Кобылина в Театре им. Евг.Вахтангова (1989), Калигула А.Камю в Театре им. Моссовета (1990).

    С 1981 начинается педагогическая деятельность Фоменко в ГИТИСе. На основе курса, набранного в 1988, в 1993 организуется театр «Мастерская П.Фоменко». Появилось понятие «фоменки» – так называют его учеников, режиссеров и актеров. В соединении педагогики и режиссуры возникло уникальное театральное явление – один из немногих живых, развивающихся театров сегодня, с высокой театральной культурой, своими законами актерской игры и актерской свободы. Уже на студенческие спектакли «фоменок» сбегалась вся Москва. В спектакле Волки и овцы А.Н.Островского (1992, ГИТИС), позабыв все штампы и традиции, артисты прочли хрестоматийную пьесу Островского по-новому, забыли о морализаторстве автора и услышали его поэтическую мелодию. Спектакль Без вины виноватые Островского в Театре им. Евг.Вахтангова (1993) вывел Фоменко в театральные лидеры России. Критики заговорили о возрождении вахтанговских традиций. Спектакль играли в театральном буфете, «из столкновения «искусства» и «жизни» возникал карнавал, но очень русский карнавал, московский, со всеми нашими страстями, пьяной тоской и романсами, в которых изливалась душа. Спектакль был отмечен премией им. Станиславского, «Хрустальной Турандот», Государственной премией РФ. В 1994 в «Сатириконе» с К.А.Райкиным в главной роли триумфально прошел Великолепный рогоносец Ф.Кроммелинка (национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За лучшую режиссуру», 1995). Режиссер поставил трагифарс о поэте, для которого поэтический вымысел, творческая фантазия сильнее реальности, смысла и логики.

    Фоменко одним из первых обращается к современной драматургии, на сцене его театра состоялся дебют О.С.Мухиной, по ее пьесе Таня – Таня в 1996 был поставлен удивительно поэтический, «атмосферный» спектакль. В Театре им. Евг.Вахтангова вышли Пиковая дама по А.С.Пушкину (1996, премия «Хрустальная Турандот» за лучшую режиссуру) и Воскрешение, или Чудо святого Антония М.Метерлинка (1999). Последние премьеры театра «Мастерская П.Фоменко» – Одна абсолютная счастливая деревня Б.Б.Вахтина (премия им. Станиславского за лучший спектакль года, номинант фестиваля «Золотая маска») и Семейное счастье Толстого (обе 2000). Театр «Мастерская П.Фоменко» получил статус государственного и обрел свое помещение.

    Наиболее известные работы Фоменко в кино и на телевидении: На всю оставшуюся жизнь (1975, по Спутникам В.Ф.Пановой; в главной роли Эйбоженко), Почти смешная история, он автор многих телеспектаклей, среди них Пиковая дама, Выстрел, Метель по Пушкину, Детство. Отрочество. Юность по Толстому и др.

    Умер Фоменко 9 августа 2012 в Москве.

     ИТАР-ТАСС     ПЕТР НАУМОВИЧ ФОМЕНКО