Содержание статьи
    Также по теме

    ФОРМАН, МИЛОШ

    ФОРМАН, МИЛОШ (Forman, Milos) (р. 1932), чешский кинорежиссер.

    Томас Ян Форман родился 18 февраля 1932 в Каславе, Чехословакия. Во время Второй мировой войны родители погибли в Освенциме. Учился в киношколе в Праге. Получил известность благодаря фильмам Черный Петр, Любовные похождения блондинки и особенно Бал пожарников, решенных в абсурдистско-комедийном ключе. После подавления советскими войсками пражского восстания летом 1968 эмигрировал в США. В 1971 поставил там кинокартину Отрыв. В следующем году стал одним из восьми режиссеров, поставивших новеллу Декатлон в фильме Восемь взглядов, рассказывающем о Мюнхенской Олимпиаде 1972.

    В 1974 молодой продюсер Майкл Дуглас (сын знаменитого актера Керка Дугласа) предлагает Форману постановку фильма по бестселлеру Кена Кизи Пролетая над гнездом кукушки. На главную роль, заключенного МакМерфи, Дуглас пригласил Джека Николсона. Решив, как ему кажется, отдохнуть от тюрьмы, МакМерфи симулирует безумие и попадает в сумасшедший дом, где вступает в конфликт с садисткой-медсестрой Рэйчел. Это и есть основное содержание как романа, так и фильма. Причины триумфа формановского Гнезда кукушки (пять премий «Оскар», включая лучший фильм, режиссуру, главные мужскую и женскую роли, сценарий, а также потрясающий успех у зрителя – по итогам кинопроката 1975 года фильм уступил только Челюстям Стивена Спилберга) – в нюансах и метафорическом посыле. Макмерфи – это символ неистребимого человеческого духа, сильной и свободной личности. Лечебница и медсестра Рэйчел, в частности, жестокая система, власть, эту свободную личность безжалостно подавляющая. Много раз говорилось о том, что клиника – это модель родной для режиссера социалистической Чехословакии. Так это или нет, но, конечно же, без глубоко личного опыта знакомства с законами тоталитарного государства не обошлось. Помимо второго дна, в кинокартине ярко проявилось безусловное достоинство Формана-постановщика – уникальная работа с актерами. Режиссер добивается от них не только внешней экспрессивной игры, но и тончайших нюансов, характеризующих внутреннее состояние персонажа. Используя ярчайшую творческую индивидуальность Джека Николсона, его уже сформировавшийся экранный образ бунтаря и блестящие литературные детали романа Кена Кизи, Форман комбинирует все это в один из выдающихся характеров мирового кино. В сотне лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино Пролетая над гнездом кукушки занимает 20-е место.

    Следующая работа Формана, кинопостановка популярного бродвейского мюзикла Волосы, не имела ни художественных достоинств Гнезда, ни его успеха у публики. Гораздо большее внимание вызывает Рэгтайм, тонкая и лиричная экранизация романа И.Л.Доктороу, рассказ о молодом афро-американском музыканте начала 20 в. В 1984 Форман снимает Амадеус, вместе с Пролетая над гнездом кукушки по праву входящий в число лучших фильмов мирового кино. В основе кинокартины – пьеса Питера Шэффера, вольно трактующая отношения двух композиторов при дворе короля Австрии конца 18 в. – Сальери и Моцарта. Как и у Шэффера, главный герой здесь не Моцарт, а его гораздо менее талантливый коллега. Сальери – искренне влюбленный в музыку трудяга, но лишенный того дара, которым Бог одарил Моцарта. Амадеус, которому все дается легко, вызывает у Сальери одновременно восхищение и ненависть. Противопоставление гения и посредственности – основная идея Амадеуса, воплощенная со всей мощью, на которую способен кинематограф. Форман воссоздал Вену 18 в. в своей родной Праге. Достоверность передачи эпохи и внимание к деталям поражают воображение. Но законченным шедевром этот фильм сделали актерские работы Ф.Мюррея Абрахама (Сальери) и Тома Халса (Моцарт), создавших характеры живые и сложные. В Амадеусе одинаково полноценно работают как реальные персонажи, так и метафорические символы. Амадеус получил восемь «Оскаров», включая награды за лучший фильм года, режиссуру, адаптированный сценарий и главную мужскую роль (Абрахам). В сотне лучших англоязычных фильмов всех времен по опросу Американского Института Кино Амадеус занимает 53-е место.

    КАДР ИЗ ФИЛЬМА АМАДЕЙ. Photofest

    После триумфа Амадеуса Форман берется за другую европейскую историю 18 в. – экранизацию романа Шодерло Де Лакло Опасные связи. Съемки затягиваются и режиссера опережает англичанин Стивен Фрирз со своей киноверсией романа, вышедшей в 1988 и имевшей успех как у критики, так и у зрителей. Вальмон Формана выходит в следующем году, проваливается в прокате и вызывает кислые оценки в прессе. Видимо, дело в том, что кинокартина, точная в деталях воссоздания эпохи, лишена тех метафорических идей, которыми насыщают лучшие работы режиссера.

    Такой парадоксальной идеей – столкновения ханжеской морали общества и, возможно, чересчур свободной личности – обладает следующий, снятый после долгого творческого перерыва, в 1996, фильм Формана Народ против Ларри Флинта. Удивительно, но историю жизни порномагната, основателя издательского концерна Hustler Ларри Флинта режиссер превращает в притчу о праве человека на свободу самовыражения, за какие бы пределы она не выходила. Главный герой (во многом благодаря прекрасной работе актера Вуди Харрелсона – номинация на «Оскар», равно как и Форману за режиссуру) показан сложным, противоречивым, но вызывающим уважение человеком, во многом напоминающем Макмерфи из Гнезда кукушки и Моцарта из Амадеуса. Народ против Ларри Флинта, безусловно, отчетливо характеризует самого Формана как художника. Нонкомформиста, герои работ которого – люди, не похожие на окружающий стандарт, ценящие свободу превыше всего и добивающиеся ее любой ценой, какой бы странной она не казалась с точки зрения общепринятой морали. Именно такой герой – комик Ларри Кауфман, реальный человек, герой Человека на Луне (1999). К сожалению, если сильнейшая сторона Формана, работа с актерами, проявилась здесь на полную мощь (суперзвезда Голливуда Джим Кэрри в роли Кауфмана великолепен), то плоский неинтересный сценарий и скованность, ординарность режиссуры не позволили фильму стать действительно ярким событием.

    Фильмография (режиссерская): (Magic Lantern 2, 1960), Конкурс (Competition, 1963), Если бы здесь не играла музыка (If There Were No Music, 1963), Черный Петр (1964), Любовные похождения блондинки (The Loves of a Blonde, 1965), Бал пожарников (A Firemen's Ball, 1967), Отрыв (Taking Off, 1971), Я скучаю по Соне Хени (I Miss Sonia Henie, 1971), Восемь взглядов (Visions of Eight, 1973, эпизод Декатлон), Пролетая над гнездом кукушки (One Flew Over the Cuckoo's Nest, 1975), Волосы (Hair, 1979), Рэгтайм (Ragtime, 1981), Амадеус (Amadeus, 1984), Вальмон (Valmont, 1989), Народ против Ларри Флинта (People vs Larry Flynt, 1996), Человек на Луне (Man on the Moon, 1999).

    Михаил Водопьянов

    Литература

    Thomas J. Slater. Milos Forman: A Bio-Bibliography (Bio-Bibliographies in the Performing Arts). Greenwood Press, 1987
    Milos Forman, Jan Novak. Turnaround: A Memoir. Diane Pub Co, 1993