Содержание статьи
    Также по теме

    ФО, ДАРИО

    ФО, ДАРИО (Fo, Dario) (р.1926), итальянский актер, драматург, режиссер. Его называют паяцем. Блистательный актер, мастер импровизаций, интересный режиссер, художник, самый популярный из ныне живущих драматургов Италии, чьи пьесы давно и много идут на сценах театров всех континентов, Фо создал около семидесяти комедий в эстетике, близкой комедии дель арте и театру варьете. В 1997 был удостоен Нобелевской премии в номинации – литература. Однако по общему мнению, премию он получил за свою деятельность в целом. Как объяснял сам Фо, «это признание слова, исполняемого со сцены» («parola recitata», буквально «играемое слово»). Представляя нового лауреата, постоянный секретарь Шведской Академии Стюре Аллен сказал: «Дарио Фо – одна из ключевых фигур европейского театра последних десятилетий. Он подражает средневековым шутам, смело критикуя власть и защищая достоинство угнетенных. Он открывает нам глаза на злоупотребления власть имущих и на происходящие в обществе несправедливости».

    Сын рабочего и крестьянки, Фо родился 26 марта 1926 на севере Италии в маленькой альпийской деревушке Сан Джано провинции Варезе, где в те времена еще бытовали некоторые формы устного народного творчества, близкого по эстетике итальянскому театру масок. Его отец, член социалистической партии, был железнодорожником,и вся семья жила идеалами антифашизма. С детских лет Фо обнаружил сильную тягу к искусству, и родные приняли нелегкое для бедной семьи решение дать мальчику образование. С 1940 обучался живописи на факультете сценографии в миланской Академии Брера, в 1945 поступил на факультет архитектуры Политехнического института. В студенческие годы начал сочинять. Вначале это небольшие импровизированные монологи, сатирические скетчи, полуфантастического содержания рассказы (похожие на те, что он слышал от народных сказителей в своей родной деревне), которые он исполнял в кругу своих друзей и знакомых – студентов Милана. Постепенно известность его росла. В 1952 получил приглашение на радио, где с большим успехом исполняел свои юмористические монологи.

    В 1953 кардинально изменил свою жизнь: покинул институт и полностью посвятил себя театру. Вместе с актерами Ф.Паренти и Д.Дурано создал театр-варьете, для которого написал и поставил два сатирических произведения – фарсы Пальцем в глаз (1953) и Связать здоровых (1954), которые вскоре были закрыты цензурой. Его профессиональному становлению в те годы способствовал французский мим и режиссер Жак Лекок. В 1954 женился на актрисе Франке Раме: с тех пор она стала его постоянной партнершей и первой актрисой его театра. В 1955–1957 написал сценарии для кино, выступал как художник и исполнитель в некоторых фильмах, в частности у Карло Лидзани.

    В 1959 создал свой театр, получивший название «Труппа Дарио Фо – Франка Раме». Писал одну комедию за другой. Среди лучших его произведений тех лет – трехактная пьеса Архангелы не играют во флиппер (1959), фарсовая комедия, сатира на чиновничью бюрократию в буржуазном обществе, и комедия Изабелла, три каравеллы и болтун (1963) о великом мореплавателе Кристофоре Колумбе, его открытиях и нелегких взаимоотношениях с королевской властью Испании.

    Политические события в мире конца 1960-х, прежде всего война во Вьетнаме, побудили Фо совершить крутой поворот в своей жизни и карьере. Отказался от своей роли «шута буржуазии», порвал с коммерческим театром и посвятил себя борьбе за социальную справедливость и права народа. Cтал самым ярким в Италии представителем «политического театра» – движения, переживавшего в те годы в странах Запада свой расцвет. Организует новый театр под названием «Нуова шена» при поддержке АРЧИ (ARCI), культурной организации итальянской компартии. Его театр колесил по стране, показывая спектакли в отдаленных уголках, перед рабочими фабрик и заводов, выступая на площадях и в трудовых коллективах. Фо написал и поставил несколько комедий о борьбе пролетариата с капиталом в стилистике агитпропа, среди которых наибольшую известность получила комедия Рабочий знает 300 слов, а хозяин 1000. Поэтому он хозяин (1969).

    Его театр глубоко связан с национальной театральной традицией комедии дель арте, его пьесы отличает импровизационность, фарсовое начало, отказ от психологизма, соединение реальности и фантастики, гротесковость, буффонада, высокий ритм, использование музыки и песен.

    В 1969 создал лучшее свое произведение – Мистерию-буфф, комическую мистерию по сюжетам Евангелий и средневековых хроник Италии и других европейских стран. Пьеса состоит из отдельных сцен: Воскресенье Лазаря, Рождение комедианта, Бонифаций VIII и др. Создавая Мистерию, опирался не на канонические, а на апокрифические евангелия. Он относится к Писанию как фольклору, берет из него хорошо известные и понятные всем сюжеты и дает свою интерпретацию. В пьесе очень много действующих лиц, но, по замыслу автора, она исполняется одним актером как моноспектакль.

    Впервые Фо показал Мистерию-буфф в 1969. С тех пор содержание пьесы необычайно расширилось: чтобы исполнить ее всю, нужен не один вечер. Пьеса имеет открытую структуру, она может принять и принимает новые сюжеты, новые сцены, при этом структура её не нарушается, а остается устойчивой. Собственно игровой сюжет легко и свободно переходит в прямое общение с залом. Фо заводит разговор о проблемах современной политики и использует малейший повод, чтобы завязать с залом беседу. Обладая актерской свободой и тонким чувством зала, он импровизирует и порой неожиданно даже для своих коллег вводит в спектакль новые, незапланированные ранее сцены. Не существует двух одинаковых спектаклей по Мистерии-буфф, да и опубликованные варианты пьесы отличаются один от другого. От спектакля к спектаклю менялась аудитория Фо, менялся с годами сам автор, менялся и мир за стенами театра. Так среди персонажей этой пьесы в разное время побывали (наряду с собственно персонажами комедии), все ведущие политики Италии и всего мира последних трех десятилетий.

    Острие его сатиры было направлено не только против правящих буржуазных партий, но и против политической линии итальянской компартии. В 1970 после продолжительных дискуссий произошел разрыв: Фо и Раме вышли из труппы «Нуова шена» и в том же году создали новый театральный коллектив «Ла Комуне», независимый и политически и экономически, ориентирующийся на позицию крайне левых.

    Одной из лучших, наиболее законченных и совершенных своих комедий, которая чаще других исполняется в театрах разных стран, является Случайная смерть анархиста (1970) – яркое, сценичное, искрящееся юмором произведение. По форме и жанру – это фарс, стремительный, острый, блистательно разработанный. По содержанию – своеобразное расследование загадочной смерти человека, «случайно выпавшего из окна» полицейского участка при загадочных обстоятельствах. Вместе с тем это произведение и о власти искусства над людьми, одной из излюбленных тем театра Фо. Прямо или косвенно она звучит во многих, если не во всех его комедиях.

    В 1977 реализовал серию телевизионных проектов, в частности многосерийную телеверсию спектакля Мистерия-буфф. В 1982 создал моноспектакль по материалам классических старинных фарсов, исполнявшихся комиками театра масок, под названием Непристойная басня, имевший большой успех. С конца 1970-х для своей жены Фо написал несколько пьес, посвященных проблемам женщины в современном обществе. Среди них пьеса Весь дом, постель и церковь (1977) и комедия, получившая особенно большой резонанс, Свободная пара (1983).

    Мария Скорнякова

    ДАРИО ФО. IGDA

    Литература

    Chiara Valentini. La storia di Dario Fo. Milano, 1977