Содержание статьи
    Также по теме

    ФРЕЙБЕРГС, АНДРИС

    ФРЕЙБЕРГС, АНДРИС (Freibergs, Andris) (р. 1938), латышский сценограф. Народный художник ЛССР. Лауреат международной выставки сценографии Пражская Квадриеннале-95 и межреспубликанских выставок сценографии в Риге (1973) и в Таллинне (1986). С 1994 – руководитель кафедры сценографии Латвийской Академии художеств. Профессор (1996).

    Родился 14 октября 1938 в с.Видениеки, Латвия. После учебы в рижской школе прикладного искусства (1952–1957) и Латвийской Академии художеств (1958–1965) работал художником-постановщиком в театре Драмы (1965–1973), затем главным художником рижского ТЮЗа (1973–1992) и Национальной оперы (с 1992). Уже в первых работах Фрейбергс тяготел к сценической композиции с архитектурно четкой формой, конструктивной и пространственной, создавал образы обобщенного и масштабного характера. Вначале это были образы романтические, как в спектаклях Дети Капитана Гранта – белые паруса, снасти, канаты и Молодость театра – двуярусная, из металла и дерева, конструкция «корабля», устремленного в будущее. Затем трагедийные: в Легенде о Каупо – пыточное «колесо истории» в виде огромного крестьянского ворота на сваях в эпицентре водной и огненной стихии, в Борисе Годунове – полукружье белокаменной стены храма и ударявшиеся об ее монолит черные чугунные ядра, которые катились по земле русской в годину нескончаемых войн и смуты. И снова романтические – в период особенно плодотворного сотрудничества Фрейбергса с режиссером А.Шапиро на сцене рижского ТЮЗа. Этот период открывала постановка сказки-притчи Я.Райниса Золотой конь, где мир героев спектакля предстал как образ страны, занесенной снежными сугробами, – как вселенское кладбище предков. Хрупкость, беззащитность и обреченность любви шекспировских Ромео и Джульетты Фрейбергс подчеркнул, сделав местом их пребывания «голубятню», которая одновременно напоминала сооружение ренессансного зодчества. Белый парашютный шелк, словно саван, покрывал разрушенную войной среду обитания героев пьесы Вечно живые В.Розова, а визуальным образом «обыкновенного фашизма» в спектакле Страх и отчаяние в Третьей империи Б.Брехта стало множество велосипедов, на которых «мчались» спортивные «гитлерюгенд», распевая бодрые немецкие шлягеры.

    Из работ, осуществленных в музыкальном театре, наиболее значительные: балет Кредо на музыку К.Пендерецкого – И.С.Баха (1994) и опера Алцина Г.Ф.Гендель (1998). Макет Кредо, который был удостоен Серебряной медали Пражской Квадриеннале, воплощал образ чистой белой среды, образованной легчайшей тканью и игрой складок и света, рождавшей ассоциацию с обобщенным земным пейзажем, словно увиденным из космоса; в воздушном пространстве парила небесная «люстра» – гигантская «капля», светившаяся фантастическим божественным сиянием. А для оперы Глюка Фрейбергс сочинил изящно грациозную вариацию на тему декораций эпохи барокко, построив по бокам сцены перспективу из колонн, а между ними – «облака» из разноцветных воздушных шаров, которые то опускались, то поднимались, образуя всевозможные комбинации и композиции.

    Фрейбергс оформил спектакли на сценах Москвы, Ленинграда, Еревана, а также в Берлине и Кракове, где состоялась его первая персональная выставка (1978). Еще три персональные выставки были показаны в Латвии (1981 – Рига, 1989 – Кулдига, 1995 – Валмиера).

    Виктор Березкин

    Литература

    Нодиева А. К «игре в белом свете». – В сб. статей «Художник, сцена». М., 1978
    Дружинина С., Кузнецов Э. Андрис Фрейбергс. Советские художники театра и кино'77/78. М., 1980
    Andris Freibergs. Scenografia. Каталог персональной выставки. Вст. статьи А.Шапиро, Э.Кузнецова. (на латышском, русском и английском яз.) Riga, 1981
    Andris Freibergs. Scenografia. Riga, 1998