Содержание статьи
    Также по теме

    ГАБРИАДЗЕ, РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ

    ГАБРИАДЗЕ, РЕВАЗ ЛЕВАНОВИЧ (р. 1936), грузинский прозаик, драматург, сценарист, режиссер, художник, мастер книжной графики, кукольник, заслуженный деятель искусств Грузии (1979), лауреат Государственной премии СССР (1989. Обладатель «Гран-при» Московского международного фестиваля и премии «Ника», царскосельской премии (1996, С-Петербург), независимой национальной премии «Триумф» (1997). Номинант премии «Золотая маска» (1997), петербургской театральной премии «Золотой софит» (1997), а также многих зарубежных фестивалей

    Родился 29 июня 1936 в Кутаиси. Учился в Кутаисском педагогическом институте (исторический факультет) и Тбилисском университете (факультеты филологический и журналистики). В 1968 окончил Высшие всесоюзные курсы сценаристов и режиссеров.

    Автор сценариев художественных фильмов: Необыкновенная выставка (1968), Не горюй! (1969), Чудаки (1974), Родник у дороги (в составе киноальманаха В тени родных деревьев, 1975), Мимино (совместно с В.Токаревой и Г.Данелия, 1977), Термометр (телефильм 1976), Бабочка (телефильм, 1977), Сюита (в составе киноальманаха В один прекрасный день, 1977), Дюма на Кавказе (1979), Кин-дза-дза (1986), Паспорт (1990). Режиссеры большинства фильмов – Г.Данелия и Э.Шенгелая. Автор художественных короткометражных фильмов: Пари, Субботний вечер, Термометр, Три рубля, Лимонный торт, Покорители гор, Три жениха и Удача (режиссеры: Р.Габриадзе, Р.Шарабидзе, А.Дарсавелидзе, Н.Неонова, Г.Цулая, Р.Чархалашвили и Б.Цуладзе, 1974).

    В 1981 организовал Тбилисский театр марионеток. Постановки (Габриадзе – автор пьес, режиссер, художник, скульптор): Альфред и Виолетта (по мотивам оперы Дж. Верди Травиата, 1981), Бриллиант маршала де Фантье, или Поэма о старом Тбилиси (1982), Дочь императора Трапезунда (1983), Осень нашей весны (1985), Песня о Волге или Сталинградская битва (1996). С Театром марионеток участвовал в Эдинбургском, Авиньонском, Нью-Йоркском международных фестивалях. Поставил также драматические спектакли Какая грусть – конец аллеи (Лозанна, Швейцария), Кутаиси (Бретонь, Франция и театр «Клебер Мело», Швейцария).

    С 1994 по 1995 – художественный руководитель Московского Государственного театра кукол им. С.В.Образцова.

    Искусство Габриадзе органично связано с национальными художественными традициями. В своих интервью и в книге воспоминаний он не раз говорил, что корни его творчества уходят в послевоенное кутаисское детство. Его герои философичны, трогательны и парадоксальны. Его сценарии и тексты пьес ироничны, как художник он многое почерпнул у грузинского художественного примитива, школы Н.Пиросмани.

    Его театр марионеток – уникальное явление в культуре. Это совмещение разных искусств, скульптуры, живописи, кинематографа, поэтому в его спектаклях «высокая плотность театрального времени». Основное в индивидуальности Габриадзе – умение соединять несоединимое, получая в результате уникальный сплав игры смыслов, переходов настроения, метафоричное действо. Герои его марионеток часто птицы, животные, муравьи, которые живут, мыслят, страдают как люди, и этот художественный прием поднимает спектакль на более высокую степень обобщения и выразительности, нежели обычный актерский театр. Его театр марионеток – не для детей, а для взрослых (он не смог прижиться в московском театре кукол им. С.Образцова, куда его назначили вначале художественным руководителем, а затем он был вынужден уйти). Его театр для тех, кто способен понять, что Альфред и Виолетта – своеобразная пародия на сюжет Верди, перенесенная на грузинскую почву, что Дочь императора Трапезунда напоена мотивами грузинской лирики, в особенности любимого Габриадзе поэта Галактиона Табидзе, что герой Осени нашей весны, невыразимо трогательный Птичка Боря – воспоминание автора о себе самом, о своем послевоенном детстве и о первой любви, что о страшной последней войне можно сказать голосом Лии Ахеджаковой: «Сколько людей не стало, сколько пушек не стало. А нас, муравьев, кто-нибудь сосчитал?» Каждый спектакль крохотного театра становился событием театральной жизни. Это всегда забавное, грустное, ироничное, трогательное, изысканное по тонкости приемов представление.