Содержание статьи
    Также по теме

    ГАЙДЕБУРОВ, ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ

    ГАЙДЕБУРОВ, ПАВЕЛ ПАВЛОВИЧ (1877–1960), русский актер, режиссер. Родился 15 (27) февраля 1877 в Петербурге в семье известного литератора П.А.Гайдебурова. Окончив гимназию в Петербурге, брал уроки у актера П.М.Свободина. В 1896 поступил в университет на юридический факультет. В любительских спектаклях под руководством В.Давыдова, М.Писарева, П.Ленского, Н.Михайловского, Н.Тамарина и др. играл Буланова, Счастливцева (Лес А.Н.Островского), Милона (Недоросль Д.И.Фонвизина), Анучкина, Жевакина (Женитьба Н.В.Гоголя), Хлестакова, Тихона (Гроза Островского), Вожеватова (Бесприданница Островского) и др. В домашнем спектакле у Михайловского Спор двух философов о прекрасном К.Пруткова Гайдебуров впервые выступил как режиссер (1894).

    В 1899 за участие в студенческих выступлениях был исключен из университета, после чего начал профессиональную сценическую деятельность в антрепризе Н.Васильевой. За первый месяц пребывания в этой труппе исполнил пятнадцать больших разнохарактерных ролей, в том числе Треплева (Чайка А.Чехова), Петра (Власть тьмы Л.Толстого), Чацкого (Горе от ума А.Грибоедова), Франца (Геншель Г.Гауптмана), Фрица (Забава А.Шницлера), Жоржа д'Обенаса (Спиритизм В.Сарду), Христиана (Царь Борис А.Толстого) – все в режиссуре Васильевой. В июле-августе 1900 в Товариществе драматических артистов (с участием С.Клеманского) играл в Театре Шереметьева в Останкино, выступал и как режиссер. В сезоне 1900–1901 вновь играл в труппе Васильевой в Житомире и Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, Финляндия): Незнамов (Без вины виноватые Островского), Пастор (Потонувший колокол Гауптмана), Чичиков (Мёртвые души Гоголя), Котельников (Татьяна Репина А.Суворина), Раскольников (Преступление и наказание по Ф.М.Достоевскому), Федор (Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого), Моцарт (Моцарт и Сальери А.С.Пушкина) и др. Критика отмечала особое исполнение Гайдебуровым роли князя Мышкина (Идиот по Достоевскому). В мае-июле 1901 участвовал в антрепризе Г.Яковлева-Востокова (театр «Салон», Ревель, ныне Таллин, Эстония). В сентябре 1901 чеховским Дядей Ваней (Астров) открыла сезон собранная и возглавленная Гайдебуровым драматическая труппа в Зимнем театре Елизаветграда. Сезон 1902–1903 Труппа драматических артистов под управлением Гайдебурова играла в Новгороде. Необычными и смелыми для провинциального театрального уклада были нововведения Гайдебурова, в том числе стремление осуществлять коллективные принципы строительства театра.

    Гайдебуров – организатор и руководитель (совместно с Скарской) Общедоступного театра в Петербурге (1903–1914), Первого Передвижного драматического театра (1905–1928, с 1920 – Государственный Передвижной театр, с 1925 – Государственный Передвижной театр имени П.Гайдебурова и Н.Скарской), «Издательства Передвижного театра» (1906–1924). Передвижной театр, связанный с Общедоступным, отличался от него и организационной структурой, и по репертуару (хотя с 1908 спектакли, поставленные в Общедоступном театре, переносились в репертуар Передвижного театра, причем состав исполнителей чаще всего оставался неизменным). Спектакли Общедоступного театра, проходившие один-два раза в неделю, оплачивал Народный дом. Передвижной театр был создан на основе труппы Общедоступного на кооперативных началах. Зимой его труппа играла в Лиговском народном доме, где представляла новый спектакль практически еженедельно. До начала Первой мировой войны «передвижники» ежегодно совершали поездки по городам севера и центра России, Украины, Белоруссии, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. В отличие от Общедоступного, основывавшего репертуар в основном на классике, Передвижной театр стремился играть современные пьесы-новинки и для провинции и для столичного зрителя, в том числе Чехова, Горького, Ибсена. Постепенно оба театра объединились, слились их названия. «Более чем какому-либо другому театру „передвижникам" были близки этические нормы, утверждавшиеся Станиславским и Немировичем-Данченко с первых лет существования Художественного театра» (С.Дрейден).

    В обоих театрах Гайдебуров много ставил, играл в собственных спектаклях и работах других режиссеров: Тартюф (Тартюф Мольера, режиссер А.Брянцев), Гамлет (Гамлет У.Шекспира, режиссер А.Таиров), Войницкий (Дядя Ваня Чехова, режиссер Таиров), Яго (Отелло Шекспира, режиссер А.Зонов) и др. Мерчбенкс, Пастор (Кандида Б.Шоу, режиссер Зонов), Подколесин (Женитьба Гоголя, режиссер Брянцев) и др. В 1929–1932 Гайдебуров и Скарская представляли театрализованные эстрадные композиции по литературным произведениям: Хозе Наварро П.Мериме, Мать Горького, Беглец К.Витфогеля, Гамлет (монолог) Шекспира, Бетховен (отрывки) Жижмора, Женитьба Бальзаминова Островского (режиссура Скарской, исполнитель всей программы Гайдебуров). С 1933 – руководитель Колхозно-совхозного передвижного театра имени Леноблисполкома, где поставил Ревизора Гоголя (1934), Дворянское гнездо по Тургеневу (совм. с Скарской, 1943), Шестеро любимых А.Арбузова (1935), Власть тьмы Л.Н.Толстого (1936), Платон Кречет А.Корнейчука (1936), Борис Годунов Пушкина (1937), Недоросль Фонвизина (1938) и др.