Содержание статьи
    Также по теме

    ГАРИН, ЭРАСТ ПАВЛОВИЧ

    ГАРИН, ЭРАСТ ПАВЛОВИЧ (1902–1980), русский актер, режиссер. Народный артист СССР (1977), лауреат Государственной премии СССР (1941).

    Родился 28 октября (10 ноября) 1902 в Рязани. Первоначальное образование получил в Рязанской гимназии. Окончив ее в 1919, ушел добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919–1921), участвовал там в комедии Я.Княжнина Сбитеньщик. В 1921 поступил в студию Вс.Мейерхольда, затем в Государственные высшие экспериментальные театральные мастерские (1922–1926), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».

    С 1922 работал в театре им. Вс.Мейерхольда, сыграл небольшие роли в спектаклях Смерть Тарелкина А.Сухово-Кобылина (1922) и Земля дыбом С.Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум («министерская голова»), прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актеров Мейерхольда.

    Первую большую работу Гарин получил в спектакле Д.Е. М.Подгаецкого по роману И.Эренбурга Трест Д.Е. (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглерскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» – неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста. Большое внимание актер уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приемы эксцентрики, буффонады. Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актеров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на все его творчество.

    Славу и признание принесла Гарину роль Гулячкина (Мандат Н.Эрдмана, 1925). Критики отмечали хамелеонство Гулячкина, при всей его «мелкотравности» образ «приобрел у Гарина силу бичующей сатиры». Хамелеонство отмечалось и в роли Хлестакова (Ревизор Н.Гоголя, 1926), «но во всех превращениях гаринского Хлестакова неизменно сохранялась нотка холодноватой, зловещей надменности». Восхищаясь М.Чеховым в этой роли, Гарин его не повторил. Хлестаков у него игрок, и не только карточный, но вообще игрок, любитель риска, азарта, жадный и расчетливый авантюрист. Критики по-разному отнеслись к спектаклю, но в оценке работы Гарина все сходились, отмечая ее поразительную законченность и глубину. Гарин тонко чувствовал природу условного поэтического театра. Его Чацкий в Горе уму (Горе от ума А.Грибоедова, 1928) был непохож на других, сыгранных до него Чацких, он был непривычным, неожиданным. Гарин оказался не просто актером комедийным, эксцентричным, актером–простаком, каким его видели до Чацкого: он был удивительно лиричен, что стало главной находкой Мейерхольда в спектакле. Первые роли в Театре им. Вс.Мейерхольда оказали большое влияние на всю последующую творческую судьбу актера и предопределили его склонность к жанру сатиры, близкой к эксцентрике и буффонаде.

    В 1936 Гарин ушел от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актером и режиссером до 1950, поставил несколько спектаклей – Простая девушка Б.Шкваркина (1938), Сын народа Ю.Германа (роль Калюжного, 1938), Медведь А.Чехова (1948) и др.

    Работая в театрах Москвы и Ленинграда, Гарин много снимался в кино. Первую роль он сыграл в 1934 в фильме Поручик Киже (Каблуков). С тех пор им созданы самые разноплановые, разнохарактерные образы – положительные и отрицательные, комические и трагедийные: Подколесин (Женитьба, 1935) и Тараканов (Музыкальная история, 1949), Жених (Свадьба, 1944) и Дьячок (Ведьма, 1959; роль отмечена на ХIV МКФ в Канне, 1961), Витаминыч (Аленка, 1961) и Вожачок (Оптимистическая трагедия, 1962), Тарелкин (Веселые расплюевские дни, 1965) и Колосков (Неоконченная повесть, 1955) и др. Одна из лучших ролей Гарина – Король в фильме Золушка (1947). В сказках Е.Шварца он замечательно сыграл еще двух королей в фильмах Король Каин ХVIII (1962) и Обыкновенное чудо (1965).

    В 1950 Гарин с женой, режиссером Х.А.Локшиной (1902–1982), возвращается в Москву, работает актером и режиссером в Театре-студии киноактера, снимает на «Мосфильме». В 1970-е годы снялся в фильмах Джентльмены удачи (1972) и Пошехонская старина (1977), озвучивал мультфильмы, много работал на радио. Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актерского мастерства. У него было удивительное интуитивное чувство правды поведения, способность «оправдать» всякую ситуацию, каждый штрих характера, найти в роли комедийного плана драматическое, подчас трагедийное зерно.

    Умер Гарин в Москве 26 августа 1980.

    Литература

    Эраст Гарин, орденоносец. Л., 1939
    Свешников В. Эраст Гарин. – В кн.: Актеры советского кино. М., 1964
    Эраст Гарин. – В кн.: Комики мирового экрана. М., 1966
    Гарин Э. Автокинография. – В кн.: Из истории кино, вып. 7. М., 1968
    Гарин Э. С Мейерхольдом: Воспоминания. М., 1974
    Мацкин А. Эраст Гарин. – В кн.: Мацкин А. Театр моих современников. М., 1987
    Минц К. Неизвестный Эраст Гарин. – В кн.: Минц К. Комики работают без сетки. М., 1991