Содержание статьи
    Также по теме

    ГЕОРГИЕВСКАЯ, АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА

    ГЕОРГИЕВСКАЯ, АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА (1914–1990), русская актриса. Народная артистка СССР (1968). Родилась 7 ноября 1914 в Орле. В три года осталась круглой сиротой и была определена в Школу-коммуну. Работала на машиностроительном заводе, училась в фабрично-заводском училище слесарному и токарному делу, активно участвовала в самодеятельном театре «Живая газета», в 1929 преобразованном в ТЮЗ. В 1930 приехала в Москву, поступила в МТЮЗ, в 1931 пошла учиться в ГИТИС, где ее педагогом по актерскому мастерству стала Н.Литовцева, жена В.И.Качалова. По окончании ГИТИСа (1936) Георгиевскую приняли в труппу МХАТа.

    В прославленном театре дебютировала в крохотном эпизоде в спектакле Земля Н.Вирты, где ее партнерами были Качалов, О.Л.Книппер-Чехова, И.М.Москвин, О.Н.Андровская. Затем молодая актриса получила роли в спектаклях Синяя птицы М.Метерлинка, Соперники Р.Б.Шеридана. В 1939 состоялся настоящий дебют Георгиевской в роли Таисии (Достигаев и другие М.Горького). В том же году сыграла миссис Даджен (Ученик дьявола Б.Шоу). В 1940 Художественный театр осуществил новую постановку Трех сестер А.П.Чехова, в этом спектакле 25-летняя Георгиевская сыграла роль Наташи, достигнув в знаменательной для нее работе «бесспорного эффекта характерности». Георгиевская создала образ мещанки до мозга костей – глупой, вульгарной, по-чеховски смешной в своих безмерных претензиях.

    Более пятидесяти лет актриса с неизменным успехом выступала на сцене МХАТа не только в классическом, но и в современном репертуаре. Галерея разнообразных героинь Георгиевской отмечена редкой правдивостью несхожих образов. Искусство Георгиевской отличалось глубоким проникновением в сущность характеров, эмоциональной заразительностью и остро отточенной сценической формой. Точная игра Георгиевской нередко создавала иллюзию, будто на сцену случайно попала какая-то проводница поезда (мать Валентина в спектакле Валентин и Валентина М.Рощина) или, как на спектакле Сталевары Г.Бокарева, – настоящая хозяйка пивного ларька, разбитная и по-своему добрая.

    Среди множества ролей, сыгранных Георгиевской за долгую жизнь на сцене, – Ксения (Егор Булычев и другие) и Анна (На дне М.Горького), Потапова (Битва в пути Г.Николаевой), Домна (Сердце не прощает А.Софронова), Пошлепкина (Ревизор Н.В.Гоголя), Обноскина (Село Степанчиково и его обитатели) и Карпухина (Дядюшкин сон по Ф.М.Достоевскому), Матрена (Горячее сердце А.Н.Островского), Арина Петровна, мать Иудушки Головлева (Господа Головлевы по М.Е.Салтыкову-Щедрину) и др. Виртуозный мастер «жизненной правды», Георгиевская обладала особым даром «вживания в образ». Театральная легенда утверждает, что она могла бы играть и без партнеров.

    В 1989, когда МХАТ раскололся, Георгиевская посчитала своим долгом поддержать «обиженную» группу актеров и ушла вместе с ними в МХАТ имени Горького, возглавленный Т.Дорониной. На новой сцене талант Георгиевской сверкнул в ролях Манефы (На всякого мудреца довольно простоты Островского), Дарьи (Прощание с Матерой В.Распутина) и др.

    Снималась в кино (фильмы Ревизор, 1952; А если это любовь?, 1961 и др.).

    Умерла Георгиевская в Москве 5 сентября 1990.

          АНАСТАСИЯ ПАВЛОВНА ГЕОРГИЕВСКАЯ

    Литература

    Тальников Д. О возрасте и таланте. – Театр, 1946, № 1–2
    Роскин А. Три сестры. – В кн.: Спектакли и годы. М., 1969
    Ганелина И. И стала Золушка актрисой. – Советская культура, 1978, № 56