Содержание статьи

    ГЕРОЙ

    ГЕРОЙ (от греч. полубог и обожествленный человек) –

    1) центральный мужской персонаж пьесы; в 19–20 вв. синоним слова «персонаж», «действующее лицо»; 2) сценическое мужское амплуа (парное женское – героиня).

    В 17 – начале 19в. «героем» называли лишь главного персонажа трагедии (а также театрального исполнителя его роли). «Трагический герой» был носителем таких качеств как отвага, решительность, доблесть, способность к самоотверженности, следование гражданскому долгу и т.д., что соответствовало представлению о героическом поведении. Позже слово стало применяться и к главным персонажам в других жанрах: драматический герой, комический герой и т.д. Использование термина «герой» в других жанрах привело к появлению иного значения слова, синонимичного любому мужскому «драматическому персонажу» или «действующему лицу». Отсюда возникновение дифференциации сценических героев в 19–20 вв. по их иерархии в структуре пьесы (герой-премьер, или главный герой; второстепенный герой); по возрасту (молодой герой, пожилой герой); по драматургической функции (герой-любовник; герой-резонер; герой-идеолог; герой-неврастеник; характерный герой; бытовой, или «рубашечный» герой; социальный герой) и пр.

    В таблице амплуа В.Э.Мейерхольда термин герой применен для обозначения группы мужских драматургических персонажей, преодолевающих трагические препятствия в алогичном плане патетики (первый герой) или логическом плане самоотвержения (второй герой). Физические требования к первому герою по Мейерхольду жесткие и определенные: «Рост выше среднего. Ноги длинные. Два типа лица: широкое (Мочалов, Каратыгин, Сальвини) и узкое (Ирвинг). Желателен средний объем головы. Шея длинная, круглая. При широких плечах средняя ширина талии и бедер. Большая выразительность рук (кисти). Большие продолговатые глаза, предпочтительно светлые. Голос большой силы, диапазона и богатства тембров. Медиум баритона с тяготением к басу». Для второго героя допускался малый рост, более высокий голос, предполагалась меньшая подчеркнутость требований, чем к первому герою.

    См. также АМПЛУА.

    Ольга Купцова

    Литература Аксенов И.А., Бебутов В.М., Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922
    Пави Патрис. Словарь театра. М., 1991