Содержание статьи
    Также по теме

    ГЕЙРОТ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

    ГЕЙРОТ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1882–1947), русский актер, педагог. Родился в Петербурге 20 марта (1 апреля) 1882. Окончил Николаевский кадетский корпус (1903), учился в школе живописи. В 1904 после смерти матери уехал в Париж, где продолжил художественное образование. Член общества «Независимых» в Париже. Имел выставки в Берлине, Нью-Йорке, Гельсингфорсе. После Парижа переехал во Флоренцию, где жил на средства от продажи своих картин. Вернувшись в Россию, Гейрот по приглашению Евреинова поступил актером в «Старинный театр» (1911–1912). В 1913 Станиславский позвал его в МХТ и в 1-ю Студию.

    Дебютировал на сцене Художественного театра во второстепенной роли рассказчика Антона Лаврентьевича в спектакле Николай Ставрогин по Ф.М.Достоевскому (1913). В сезон 1915/1916 сыграл Моцарта в Пушкинском спектакле; Фабрицио в Хозяйке гостиницы (в порядке срочной замены вместо А.Л.Вишневского – графа д'Альбафьорита). В сезоне 1916/1917 был введен на роль Барона в На дне (после В.В.Качалова). Сыграл г. D. в Горе от ума (сезон 1917/1918). В спектакле Музыкальной студии МХАТ Дочь Анго (1920) сыграл заговорщика Треница. Руководители МХТ ценили мастерство и блеск театральных приемов, вкус к характерным ролям, элегантное остроумие, которые отличали Гейрота даже в эпизодических ролях.

    В 1-й Студии сыграл Бира в Потопе. В графичном исполнении Гейрота богач Бир был человеком, целиком съеденным биржевой лихорадкой, страх смерти пробуждал его ненадолго, до первого телефонного звонка. Его плутоватый Шут в Двенадцатой ночи (1917) был подчеркнуто сух, едок, скептичен. Гейрот был художником спектакля Расточитель и сыграл в нем роль Колокольцева. После преобразования студии во МХАТ-2 в репертуаре граф Кисельвроде в Блохе, князь Валковский в Униженных и оскорбленных и др. Помимо работы в Художественном театре и МХАТ-2, Гейрот организовывает собственную студию, играет в Камерном театре, в Армянской студии, в Шаляпинской студии. Донос на его антисоветские высказывания при учениках послужил причиной ухода Гейрота из МХАТ-2 в 1935. Сохранились стенограммы общих собраний по поводу инцидента с «проработкой» и оргвыводами. Руководители МХАТ тем не менее взяли Гейрота в Художественный театр (зачислен в труппу с 5 сентября 1935 и остался в театре до конца жизни). Введен на роли: Председателя суда в Воскресении; князя Дулебова в спектакле Таланты и поклонники. На сцене МХАТ сыграл: дипломата в Анне Карениной, Клеанта в Тартюфе, Репетилова в Горе от ума и др.

    Умер Гейрот в Москве 8 февраля 1947.