Содержание статьи
    Также по теме

    ГИБСОН, МЕЛ

    ГИБСОН, МЕЛ (Gibson, Mel) (р. 1956), североамериканский актер, режиссер, продюсер, сценарист, одинаково успешно сочетающий в своем творчестве актерство и режиссуру.

    Мел Гибсон родился 3 января 1956 в Пиксвилле, штат Нью-Йорк, США в многодетной семье Хаттона и Энн Гибсонов. В 1964 вместе с родителями (Хаттон хотел уберечь сыновей от участия во Вьетнамской войне) переехал в Новый Южный Уэльс, Австралия. После окончания школы поступил в университет Нового Южного Уэльса в Сиднее, совмещая учебу с работой в Национальном Институте Драматических Искусств и участием в телесериалах на австралийском ТВ.

    Закончив обучение в университете, красивый голубоглазый актер почти сразу получает главную роль в футуристическом боевике Безумный Макс (1979) режиссера Джорджа Миллера. Мрачный, жестокий и мастерски сделанный на небольшом бюджете фильм стал одним из лидеров австралийского, а затем и мирового проката года. На волне популярности Безумного Макса Гибсон мгновенно становится одним из самых популярных актеров Австралии. Значительные достижения актера тех лет – это роли в киноленте Тим (1979, премия Австралийского Киноинститута за лучшую роль года), военной драме Питера Уэйра Галлиполи (1981, премия Австралийского Киноинститута за лучшую роль года), а также работа в продолжении Безумного Макса (1981), получившем в США название Воин дорог. На волне успеха второго Макса и политической драмы Питера Уэйра Год опасной жизни (1982) Гибсон получает предложение поработать в Голливуде. Его первые работы в США – исторический фильм о мятеже на британском корабле австралийского режиссера Роджера Дональдсона Баунти (1984) и драма Марка Райделла Река (1984) не имели успеха у зрителей. Относительным успехом в мировом прокате пользуется Безумный Макс за пределами Купола Грома (1986).

    Настоящая слава кинозвезды приходит к Гибсону лишь в 1987, с выходом отлично сделанного боевика Ричарда Доннера Смертельное оружие. Находящийся на грани нервного срыва и склонный к суициду полицейский Мартин Риггс – один из самых ярких образов в развлекательном кино Голливуда. В 1990 журнал «Пипл» вносит Гибсона в список самых красивых звезд планеты, а итальянский режиссер Франко Дзеффирелли приглашает его на роль Принца Датского в своей экранизации Гамлета. Выбор «Безумного Макса» на роль шекспировского героя удивил многих, но, надо отдать актеру должное, его роль – лучшее, что есть в скучной и схематичной постановке режиссера. После Гамлета Гибсон возвращается к героическому амплуа в третьей части Смертельного оружия (1992). Успехом у зрителя в 1992–1993 пользуется фантастическая мелодрама Вечно молодой.

    В августе 1993 на экраны США и Канады выходит Человек без лица, режиссерский дебют Мела Гибсона. Это скромная малобюджетная драма о дружбе мальчика из неблагополучной семьи и загадочного молчуна (сам Гибсон), чье лицо обезображено в результате несчастного случая. Один из самых красивых актеров Голливуда не побоялся предстать перед зрителем в жутком гриме. Однако, несмотря на положительные отзывы критики, этот тонкий и трогательный фильм довольно слабо прошел в прокате. Сыграв роль карточного шулера Маверика в одноименном комедийном вестерне режиссера Смертельного оружия Ричарда Доннера, Гибсон возраждает интерес публики к себе, и благодаря этому ему удается убедить киностудию «Парамаунт» выделить деньги на постановку эпической кинокартины Храброе сердце, рассказывающей о борьбе шотландских горцев 13 в. против английских захватчиков. Съемки проходят на натуре в Шотландии при участии нескольких тысяч местных статистов. Несмотря на трудности, связанные с работой над таким грандиозным проектом, Гибсону удается уложиться в бюджет и выпустить фильм в срок – на День Поминовения в конце мая 1995. Необычайно жестокий для масштабной голливудской постановки, изумительно снятый оператором Джоном Толлом на шотландских пейзажах и проникнутый необъяснимым чувством поэзии, свойственным средневековым балладам, фильм Храброе сердце получил пять «Оскаров», включая два самому Гибсону, как продюсеру за лучший фильм и лучшую режиссуру. Любопытно, что Храброму сердцу на «Оскаре» проигрывает кинокартина Аполлон 13 режиссера Рона Ховарда, у которого в то же время Гибсон снимается в триллере Выкуп. После большого коммерческого успеха Выкупа Гибсон снимается в двух фильмах у своего любимого режиссера Ричарда Доннера: Теория заговора (1997) и Смертельное оружие 4 (1998). Оба фильма, а также циничный и мрачный триллер Расплата (1999) были хорошо приняты публикой.