Содержание статьи
    Также по теме

    ГЛЕБОВА-СУДЕЙКИНА, ОЛЬГА АФАНАСЬЕВНА

    ГЛЕБОВА-СУДЕЙКИНА, ОЛЬГА АФАНАСЬЕВНА (1885–1945), русская актриса, танцовщица, художник, скульптор. По словам А.А.Ахматовой, Глебова-Судейкина была одним из наиболее ярких символов своего времени, подругой и музой многих поэтов-современников (М.Кузмина, Ахматовой, Ф.Сологуба, В.Князева, И.Северянина, Г.Иванова, Вс.Рождественского), упоминается в письмах и произведениях А.Блока, по преданию, именно ей посвящено стихотворение В ресторане (1910).

    Родилась в 1885 в С.-Петербурге. Главной ее страстью был театр, в 1902 поступила в Императорское театральное училище в Петербурге, весной 1905 получила диплом об окончании. Училась у известного актера Александринского театра В.Н.Давыдова, привлекла к себе внимание участием в экзаменационных спектаклях (графиня-внучка в Горе от ума, Бронка в драме С.Пшибышевского Снег, Клавдия в Детях Ванюшина С.Найденова, Анни в Прощальном ужине А.Шницлера). С 1 сентября 1905 по 1 сентября 1906 играла в труппе Александринского театра, куда принимали лишь лучших выпускников Театрального училища. Стала в этот период любимой ученицей К.Варламова, запомнилась современникам ролями Ани (Вишневый сад А.П.Чехова) и художницы (Божий цветник А.И.Косоротова). В 1906, привлеченная современными театральными исканиями, добилась ангажемента в Драматическом театре В.Ф.Комиссаржевской (Берта в Гедде Габлер Х.Ибсена, монахиня в Сестре Беатрисе М.Метерлинка), познакомилась здесь с режиссером Вс.Мейерхольдом, художниками Сапуновым, С.Судейкиным. Модный живописец и декоратор из молодого поколения «Мира искусства», Судейкин стал ее мужем (1907). В конце 1906 Глебова уехала с Судейкиным в Москву, пропустив спектакль. Возвратившись через два дня в Петербург, узнала, что Комиссаржевская отказалась принять извинения и уволила Глебову из труппы.

    С 1907 Глебова-Судейкина полностью подчиняет свою жизнь интересам мужа – демонстрирует в качестве модели созданные Судейкиным туалеты, став первой русской манекенщицей (она изображена на нескольких открытках 1910), но в 1909 между супругами наметилось охлаждение и Глебова-Судейкина вернулась на сцену. 27 декабря 1909 неожиданно заболела актриса Вадимова, служившая в петербургском Малом театре А.Суворина. Будучи давним поклонником Глебовой-Судейкиной, директор театра и издатель Суворин пригласил актрису заменить Вадимову. Между 2 января и 24 апреля 1910 Глебова-Судейкина 10 раз сыграла главную роль в пьесе Ю.Беляева Путаница, или 1840 год. Одновременно эту же роль в московском Малом театре играла О.В.Гзовская, но успех пьесы в памяти театралов связан с именем Глебовой-Судейкиной. Анонимный критик в журнале «Обозрение театров» писал: «У г-жи Глебовой много природной грации, вкуса и проникновения в эпоху. Она стильна, и в этом отношении не может быть двух мнений». Роль, сыгранная Глебовой-Судейкиной, слилась с ее образом в Поэме без героя Ахматовой. Благодаря фантастическому успеху Глебова-Судейкина была принята в труппу Малого театра в Петербурге (другое название – Литературно-художественное общество, или Суворинский театр). В сезоне 1910–1911 сыграла Соловья (Шантеклер Э.Ростана), Аню (Вишневый сад А.П.Чехова), Берту (Заговор Фиеско Ф.Шиллера), графиню Ла Мотт (Молодость Людовика ХIV А.Дюма), выступила в спектаклях по музыкальным сочинениям М.Кузмина (оперетта Забава дев и комическая опера Возвращение Одиссея, или Женская верность). В сезоне 1912–1913 создана одна из самых ее знаменитых ролей – Псиша в одноименной пьесе Ю.Беляева. По воспоминаниям современников, Глебова-Судейкина была особенно одарена в искусстве танца, участвовала в представлениях классического балета и современного танца, исполняла танцы в частных салонах и кабаре, танцевала с В.Нижинским. Отличалась также в пантомимах (в 1918 Ю.Анненков специально для нее поставил в «Привале комедиантов» балет-пантомиму Дебюсси Кэк-Уок, в том же году Глебова-Судейкина играла роль Смерти в арлекинаде Веселая смерть Н.Евреинова в «Привале комедиантов»).