Содержание статьи
    Также по теме

    ГЛИЗЕР, ЮДИФЬ САМОЙЛОВНА

    ГЛИЗЕР, ЮДИФЬ САМОЙЛОВНА (1904–1968), русская актриса. Народная артистка РСФСР (1954). Родилась 10 февраля 1904 в Рогачево Киевской губ. в бедной еврейской семье. В 1917 перебралась в Москву, поступила на работу в швейную мастерскую. В клубе Сущевско-Марьинского района «Коммуна» занималась в хоровом и драматическом кружках. После преобразования драмкружка в районную студию «Пролеткульта» была зачислена вольнослушательницей. Одновременно училась на общеобразовательных курсах и посещала лекции в Народном университете им. Шанявского.

    В 1921 была принята в центральную студию «Пролеткульта», реорганизованную вскоре в 1-й Рабочий театр «Пролеткульта». Первыми учителями по сценическому искусству были актрисы Художественного театра Е.Муратова, Л.Дейкун, М.Бебутова. Первая роль Глизер в театре «Пролеткульта» – танцовщица из кордебалета в Мексиканце (постановка В.Смышляева и С.Эйзенштейна, 1921), играла Декадентку (Зори Пролеткульта В.Игнатова, 1921), Работницу (Лена В.Плетнева, 1921) и наконец значительную роль Марты в пьесе Слышишь, Москва С.Третьякова (постановка Эйзенштейна, 1923). В следующей своей постановке пьесы Противогазы Третьякова Эйзенштейн поручил ей роль Работницы (1924). Глизер играла во всех пьесах А.Афиногенова, поставленных в театре «Пролеткульта». Самая значительная роль Глизер в этом театре была Скобло в пьесе Власть А.Глебова (постановка Н.Лойтера, 1927). Глизер создала один из самых оригинальных и зрелых сатирических образов на сцене советского театра.

    С 1928 Глизер – актриса Театра Революции (затем Театр драмы, в настоящее время Театр им. Вл.Маяковского). Дебютировала на его сцене ролью Глафиры в пьесе Инга Глебова (постановка М.Терешковича, 1929). Создала ряд образов, отмеченных остротой и смелостью сценических решений, глубиной психологического анализа, сценической выразительностью: Марья Панфиловна (Человек с портфелем А.Файко, постановка А.Дикого, 1929), Кикси (Улица радости Н.Зархи, 1932), Рахиль (На Западе бой В.Вишневского, 1933), Людмила (После бала Н.Погодина, постановка А.Попова, 1934), Цезарина (Лестница славы (Искусство карьеры) Э.Скриба, постановка М.Штрауха, 1936), Королева Елизавета (Мария Стюарт Фр. Шиллера, 1941), Констанция Львовна (Обыкновенный человек Л.Леонова, 1945), Китти (Круг С.Моэма, 1946), Лавиния (Леди и джентельмены Л.Хеллман, 1949), Ляо Ша (Сампаны Голубой реки В.Пушкова, 1950), Кабаниха (Гроза А.Островского, постановка Н.Охлопкова, 1953), Колокольникова (Персональное дело А.Штейна, 1953), Дама Нюрка (Аристократы Н.Погодина, постановка Охлопкова, 1956), Мамаша Кураж (Мамаша Кураж и ее дети Б.Брехта, постановка Штрауха, 1960), Мать (Фауст и смерть А.Левады, 1961), баронесса фон Рилькен (Между ливнями Штейна, постановка Охлопкова, 1964) и др.

    Снималась в кино: Стачка (реж. Эйзенштейн, 1924), Восстание рыбаков (Анна Кеденек, реж. Э.Пискатор, 1934), Дезертир (Марчелло, реж. В.Пудовкин, 1935), У них есть Родина (журналистка Додж, реж. А.Файнциммер, 1950). Выступала как режиссер, участвовала в постановках спектаклей Лестница славы Э.Скриба (1936), Последние М.Горького (1937).

    Умерла Глизер в Москве 27 марта 1968.

          ЮДИФЬ САМОЙЛОВНА ГЛИЗЕР

    Литература

    Глизер Ю. Хочется сказать о многом. – Театральная жизнь, 1961, № 5
    Глизер Ю. Разговор с друзьями. – В кн.: Мастера сцены – самодеятельности. М., 1964
    Эйзенштейн С. Юдифь. – В кн.: Эйзенштейн С. Собрание сочинений, т. 5. М., 1968
    Юдифь Глизер. Сборник. М., 1969
    Юзовский Ю. Глизер – Королева Елизавета. – В кн.: Юзовский Ю. О театре и драме, т. 2. М., 1982