Содержание статьи
    Также по теме

    ГОЛЬДОНИ, КАРЛО

    ГОЛЬДОНИ, КАРЛО (Goldoni, Carlo) (1707–1793), итальянский драматург. Родился 25 февраля 1707 в Венеции. С раннего детства проявил страстный интерес к театру, в 8 лет написал свою первую пьесу. Последующие годы посвятил изучению медицины и юриспруденции, был адвокатом. Консульская деятельность в Генуе также не способствовала творчеству, но в 1748 Гольдони окончательно избрал драматургию своей профессией и до 1762 регулярно создавал пьесы для театров родного города. За это время его недруги во главе с К.Гоцци окрепли настолько, что Гольдони счел за лучшее обосноваться в Париже в качестве драматурга при Итальянском театре. В 80 лет, когда Гольдони написал Мемуары (Mémoires), он жил в Версале на пенсию, положенную Людовиком XVI. Революция лишила драматурга и этого дохода. Однако Конвент назначил ему пенсию. К сожалению, постановление вошло в силу на следующий день после кончины Гольдони, но Конвент все равно установил от Республики пожизненную пенсию супруге Гольдони. Умер Гольдони в нищете в Версале 6 февраля 1793.

    Драматическое наследие Гольдони весьма обширно. Его перу принадлежит более 260 произведений самых разных жанров – трагедии, трагикомедии, комедии (в т.ч. импровизации), либретто опер, оперы-буфф, мелодрамы, романтические и поэтические драмы. Бóльшую часть сочинений Гольдони составляет проза; некоторые написаны на итальянском языке, около дюжины – на венецианском диалекте, многое – на смеси литературного итальянского и диалекта. В целом ранние пьесы Гольдони (до 1748) и те, что он издал во Франции почти четверть века спустя, представляют собой комедии интриги и обладают относительно невысокой художественной ценностью. Напротив, в средний, или венецианский, период (1748–1762) из-под его пера вышло значительное число превосходных «характерных пьес», в основном и составивших литературную славу Гольдони. Среди шедевров этого периода – Семья антиквария (La Famiglia dell'antiquario), Кофейная (La Bottega del caffe), Трактирщица (La Locandiera), Самодуры (I Rusteghi), Новая квартира (La Casa nova) и Кьоджинские перепалки (Le Baruffe chiozzotte). Многие пьесы Гольдони построены по образцу комедии дель арте, самого популярного в то время на итальянской сцене жанра. Гольдони, однако, понемногу видоизменял этот жанр, избавляясь от его основных компонентов – импровизации, масок и устоявшихся шаблонных персонажей. Его нововведения положили начало комедии нравов, благодаря чему за Гольдони закрепилась слава «отца итальянской комедии».

     IGDA/G. Dagli Orti     КАРЛО ГОЛЬДОНИ         © DeA Picture Library/A. Dagli Orti     КАРЛО ГОЛЬДОНИ. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ ВЕРНАЯ ЖЕНА

    Литература

    Гольдони К. Мемуары Карло Гольдони, содержащие историю его жизни и его театра, тт. 1–2. Л., 1933
    Реизов Б.Г. К.Гольдони, 1707–1793. Л. – М., 1957
    Гольдони К. Комедии, тт. 1–2. Л. – М., 1959
    Дзюба Т.К. Гольдони. Биобиблиографический указатель. М., 1959