Содержание статьи
    Также по теме

    ГОЛУБОВСКИЙ, БОРИС ГАВРИЛОВИЧ

    ГОЛУБОВСКИЙ, БОРИС ГАВРИЛОВИЧ (р. 1919), русский театральный деятель, режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1976), лауреат Государственной премии РСФСР (1978). Родился 30 марта 1919. Окончил ГИТИС им. А.В.Луначарского (1941) у Н.М.Горчакова, Ф.Н.Каверина, Н.В.Петрова. В период обучения бывал на репетициях В.Э.Мейерхольда, К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, познакомился с ведущими деятелями советского театра А.Д.Диким, Л.М.Леонидовым.

    Первая роль Голубовского – в спектакле Надежда Дурова в Саратовском театре имени Карла Маркса. Во время Великой Отечественной войны был режиссером Московского комсомольского фронтового театра ГИТИСа и Театра миниатюр «Огонек», подготовил спектакли Ночь ошибок О.Голдсмита, Парень из нашего города К.М.Симонова. В 1950–1954 работал главным режиссером в Московском областном театре драмы, поставил спектакли Ромео и Джульетта У.Шекспира (1952), Откровенный разговор Л.Г.Зорина (1953), Легенда о любви Н.Хикмета (1954) и др. Лауреат премии на смотре молодых режиссеров в Москве в 1954. С 1957 по 1965 был главным режиссером МТЮЗа, осуществил постановки спектаклей Именем революции М.Ф.Шатрова (1957), Пароход зовут «Орленок» А.А.Галича (1958), Мечта моя…Индия Э.С.Радзинского (1960), Загорается маяк Н.Н.Добронравова и С.Т.Гребенникова (1961), Ромео и Джульетта Шекспира (1964) и др. Работы Голубовского в МТЮЗе завоевали заслуженную популярность у зрителей. Праздничность в сочетании с тонкой направленностью тематически и органически образовали режиссерскую стилистику режиссера. Каждый его спектакль воплотил в себе частицу мировоззрения режиссера, его жизненное кредо, творческие принципы и взгляды. В спектаклях Голубовского зримо и точно проявилось открытое, прямое, неравнодушное стремление как можно глубже познать человеческие страсти. Работа в театре юного зрителя оставила отпечаток на всем творчестве Голубовского, он остался приверженцем темы молодежи.

    С 1965 по 1987 возглавлял Московский драматический театр им. Гоголя, не пользовавшийся популярностью у столичного зрителя. За время своего руководства постепенно обновил и укрепил коллектив, изыскал средства для нормального функционирования театра. На этой сцене Голубовский поставил спектакли Я отвечаю за все М.Рогачевского по Ю.П.Герману (1966), Верхом на дельфине по пьесе Л.А.Жуховицкого Возраст расплаты (1968), Белые и черные А.Котова (1969), Земля Н.Е.Вирты (1970), Карьера Бекетова А.В.Софронова (1973), Рок-н-ролл на рассвете Т.Колесниченко и В.Некрасова (1974), Берег по Ю.В.Бондареву (1977) в оформлении Э.Стенберга, Закон по А.И.Ваксбергу (1980), …А этот выпал из гнезда Д.Вассермана (1983) и др. Заинтересованное стремление познать глубинную суть человеческих отношений, определить подлинную меру человеческой ценности постоянно одушевляло работу режиссера. Работая в Театре имени Гоголя, Голубовский продуманно создавал свой авторский актив, стремился раскрыть и развить дарования молодых артистов.

    Голубовский тяготеет к условному драматургическому материалу. Человек отменной литературной эрудиции и тонкого вкуса, он предпочитает схемы, отвлеченные от конкретной действительности (…А этот выпал из гнезда).

    В 1987 режиссер ушел из Московского драматического театра им. Н.В.Гоголя. С 1975 преподает в ГИТИСе (с 1991 РАТИ), профессор кафедры режиссуры (1985). В 1991–1995 руководил Московским театральным колледжем, образованном на базе РАТИ.

    Литература

    ГГолубовский Б. Лицо автора в спектакле. М., 1972
    Голубовский Б. Место работы – театр. М., 1986
    Голубовский Б. Пластика в искусстве актера. М., 1986
    Голубовский Б. Большие маленькие театры. М., 1998