Содержание статьи
    Также по теме

    ГОРСКИЙ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

    ГОРСКИЙ, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1871–1924), русский артист балета, балетмейстер, педагог. Родился в Петербурге 6 (18) августа 1871. По окончании Петербургского театрального училища (1889) поступил в труппу Мариинского театра, где исполнял классические, характерные и гротесковые роли (1889–1900). Первая постановка – Клоринда – царица горных фей (на сборную музыку, в 1899). В том же году Горский был командирован в московский Большой театр для постановки там Спящей красавицы М.Петипа (музыка П.И.Чайковского). С 1901 – режиссер балета, в 1902–1924 – балетмейстер Большого театра. Возглавив московскую труппу, Горский стал осуществлять реформу балета. Горский стремился преодолеть многие условности академического балета 19 в.: каноническую структуру, раздельное существование танца и пантомимы. От буквальных повторов петербургских спектаклей Петипа быстро перешел к их творческой переработке: первым опытом стал Дон Кихот (музыка Л.Минкуса, 1900). Заботясь о логике развития сюжета, исторической достоверности и точности национального колорита (постоянным соавтором Горского был художник К.А.Коровин), заменяя отвлеченные кордебалетные ансамбли танцами, создал свои редакции Лебединого озера Чайковского (1901, 1912, 1922), Жизели (музыка А.Адана, 1907, 1911, 1922) Конька-Горбунка (музыка Ц.Пуни, 1901, 1912, 1914) и многих других балетов классического репертуара.

    Горский испытал влияние Московского Художественного театра, что проявилось в его балете Дочь Гудулы (музыка А.Ю.Симона, 1902), где на сцене жила живая народная толпа, и отчасти в спектаклях Саламбо (музыка А.Ф.Арендса, 1910) и Любовь быстра! (на музыку Э.Грига, 1913). В 1916 осуществил опыт постановки балета на музыку симфонии (Пятая симфония А.К.Глазунова).

    Значение Горского для балетной труппы Большого театра очень велико. Реформируя балет, Горский считался со спецификой московского театра, приверженностью его артистов драматизированному и характерному танцу, его эксперименты отвечали тенденции развития русского балета начала 20 в. Горский оказал влияние на творчество многих крупных московских артистов (в частности, Е.В.Гельцер, М.М.Мордкина). Работая в качестве педагога в Театральном училище и в театре, воспитал несколько поколений московских танцовщиков, которые стали его последователями (В.А.Каралли, С.В.Федорова, А.М.Мессерер и др.).

    Умер Горский в Москве 20 октября 1924.

    См. также БАЛЕТ.

    Литература

    Балетмейстер А.А. Горский. Материалы, воспоминания, статьи. СПб, 2000