Содержание статьи
    Также по теме

    ГРАЧЕВ, АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

    ГРАЧЕВ, АНАТОЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ (р. 1937), русский актер. Народный артист РФ (1998). Родился 12 июля 1937 в Ишимбае (Башкирия). После смерти матери в 1947 переехал к бабушке в Ульяновскую область, где окончил школу, в ней же работал лаборантом. В 1954 уехал в Салават, где работал слесарем-монтажником. С детства проявил актерские способности, участвовал в самодеятельности, занимался во дворце культуры в танцевальном, вокальном и драматическом кружках. В 1955 поступил в ГИТИС (мастерская И.М.Раевского). А.А.Гончаров пригласил его, еще студента 4 курса, в Московский драматический театр (на Спартаковской площади).

    В 1962 театр переехал на Малую Бронную, здесь Грачев проработал до 1993. Начинал с участия в массовках, играл в эпизодах. Первой значительной ролью был Савва Лычанов в спектакле Комедия о Фроле Скобееве Д.В.Аверкиева в постановке М.М.Буткевича. В спектакле Девятый вал по пьесе Ю.Ф.Эдлиса, поставленном Гончаровым, сыграл главную роль. Важной в актерской биографии стала работа в спектакле Гончарова Жив человек по повести В.Е.Максимова (1964), где Грачев также сыграл главную роль. Инсценировка, сделанная самим Максимовым, строилась на воспоминаниях героя. Полная драматизма роль была технически сложной, требовала мгновенных переключений из одного возраста в другой, перемены эмоциональных состояний. Работа актера была замечена, хотя спектакль в 1968 был снят с репертуара. Играл в других спектаклях Гончарова (Мятеж неизвестных Г.А.Боровика, Вид с моста А.Миллера), в спектаклях Как вам это понравится У.Шекспира и Один год по Ю.П.Герману, поставленных П.Н.Фоменко, который один сезон проработал в Театре на Малой Бронной, а также с режиссерами С.А.Барканом, И.Судаковой, В.Крамовым, О.Я.Ремезом, работавшими в период руководства Гончарова.

    В 1967 в театр пришел А.В.Эфрос. С этим режиссером связаны лучшие работы Грачева. «Эфрос был и остался для меня самым главным ориентиром в искусстве», – признавался артист. Был занят почти во всех спектаклях Эфроса. Настоящим открытием артиста стала роль Ромео (Ромео и Джульетта У.Шекспира, 1970). В этой работе проявилась его «способность играть высокую драму, подлинную трагедию, при этом оставаясь живым, естественным...». Неожиданной была работа Грачева в роли Чешкова в спектакле Человек со стороны И.М.Дворецкого (1971): известный своей мягкой манерой исполнения, лиризмом, в этой «производственной пьесе» Грачев играл жесткого, отталкивающего свои максимализмом руководителя нового типа. В 1972 сыграл Алешу Карамазова в Брате Алеше В.С.Розова по Ф.М.Достоевскому, продолжая «тему чистых душ, входящих в жизнь». Основой роли стала духовная утонченность, свойственная его актерской природе. С Эфросом актер сыграл Кузьму (Сказки Старого Арбата А.Н.Арбузова, 1975), Дон Карлоса (Дон Жуан Мольера, 1973), Беляева (Месяц в деревне И.С.Тургенева, 1977), Селифана и Ноздрева (Дорога В.Балясного по Мертвым душам и письмам Н.В.Гоголя,1980), Окунева (Директор театра Дворецкого, 1984). Работал с режиссером А.Л.Дунаевым, сыграл в его спектаклях Варвары и Враги М.Горького.

    После открытия в 1993 театра «Et cetera» под руководством А.А.Калягина был приглашен на роль Серебрякова в Дяде Ване А.П.Чехова в постановке А.Сабинина и остался работать в этом театре. Сыграл Стычкина в Руководстве для желающих жениться по Чехову, Джеймса Мейо в За горизонтом Ю.О'Нила, Жеронта в Лекаре поневоле Мольера, Роберта в Измене Х.Пинтера, Карнаухова в Конкурсе А.М.Галина. Играет в спектаклях в антрепризе М.М.Козакова, работает с режиссером А.А.Васильевым над спектаклем по пьесе Д.Крымова Долгое прощанье.

    С 1957 снимается в кино (более 40 фильмов), сыграл Самозванца в Борисе Годунове А.С.Пушкина, поставленном Эфросом на телевидении.

    Литература