Содержание статьи
    Также по теме

    ГРАНОВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

    ГРАНОВСКИЙ, АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1880–1937) (наст. имя и фамилия – Абрахам Азарх), режиссер, создатель ГОСЕТа. Заслуженный деятель искусств республики (1926). Родился в 1880 в Москве, вырос в зажиточной интеллигентной еврейской семье. Учился в Риге. В 1910 поступил в Школу сценического искусства в Петербурге к А.А.Санину (Шенбергу), работавшему на протяжении нескольких лет с К.С.Станиславским. С 1907 Санин жил в Петербурге и работал сначала в «Новом драматическом театре», а затем в «Старинном театре». Санин предрек Грановскому будущее «чистого режиссера» (без актерских работ) – и оказался прав. Через год Грановский окончил Школу и в качестве дипломных спектаклей успешно поставил Укрощение строптивой У.Шекспира и Три сестры А.П.Чехова. Принято считать, что Грановский ни у кого не учился, кроме немецкого режиссера М.Рейнхардта в Мюнхенской театральной школе.

    В 1914 Грановский осуществил свои первые постановки в Новом театре в Риге (Филипп 2 Э.Верхарна и др.). Приехав в Петербург и в 1917 женившись, уехал в заграничное путешествие. В 1918 вернулся в Петроград, где в то время по инициативе Ю.М.Юрьева был организован «Театр трагедии» (иначе – «Театр трагедии в цирке», поскольку спектакли шли в помещении цирка Чинизелли). Грановский поставил здесь Эдипа-царя Софокла, Макбета У.Шекспира (в постановках были заняты М.Ф.Андреева, Юрьев и другие выдающиеся актеры). В том же сезоне Грановский поставил в Народном театре Садко и Фауста.

    Все названные работы режиссера были высоко оценены М.Горьким, Ф.И.Шаляпиным, А.Н.Бенуа, М.В.Добужинским, А.В.Луначарским. В 1919 Грановский начинает набирать еврейскую студию, которой впоследствии было суждено развиться в «Еврейский театр». Грановский строил театр, не имея никаких национальных традиций (старые традиции Пурим-шпилей режиссер яростно отвергал), поэтому для него особенно важно было воспитать совершенно новых актеров. С самого начала студии такой актер нашелся – это был молодой Шлиома Вовси (С.М.Михоэлс). Позже, когда ГОСЕТ переехал в Москву, появился и второй подобный актер – В.Л.Зускин. На протяжении всей истории ГОСЕТа эти две фигуры определяли успех театра в России и в Западной Европе.

    В 1920 Грановский с театром переезжает в Москву. Первые показанные здесь спектакли – Вечер Шолом-Алейхема и Перед рассветом Войтера. В 1921 Грановский ставит специально для представителей международного пролетариата, приехавших в Москву на III Конгресс Коминтерна, Мистерию-Буфф В.В.Маяковского на немецком языке (перевод Р.Райт). Три спектакля были сыграны с огромным успехом в помещении государственного цирка на Цветном бульваре. Мистерию-Буфф ставил и В.Э.Мейерхольд. Развернулась серьезная дискуссия, в которой определялись методы каждого из режиссеров, их подходы к поэтическому материалу. Тем временем ГОСЕТ получил помещение на Малой Бронной со зрительным залом на 500 зрителей, начал выстраиваться репертуар, появился спектакль Колдунья А.Гольдфадена. Далее последовали спектакли Три еврейских изюминки, Ночь на старом рынке, Путешествие Вениамина III, Человек воздуха и другие. Увлекшись кинематографом, Грановский снял фильм Еврейское счастье (1925).

    В 1928 ГОСЕТ выехал на гастроли в страны Западной Европы с большим репертуаром, театр триумфально встречали. После Ночи на старом рынке в Берлине за кулисы пришел З.Фрейд, желавший познакомиться с режиссером. Спектаклям Грановского аплодировали известные режиссеры, писатели, артисты, деятели культуры. Эти успехи отнюдь не вызывают радостного чувства на родине – пресса отделывается краткими информативными заметками, а после статьи Луначарского Факты и перспективы, где, отмечая заслуги Грановского и театра, автор называет успех «смешанным» («в театре нет и следа какой-либо советской идеологии»), Наркомпрос посылает за границу «доверенное лицо», которому поручается выяснить «как политико-идеологическую, так и финансовую сторону нынешнего состояния Еврейского театра». После инспекции театру предписано в кратчайший срок вернуться домой, отменив запланированную поездку в США.

    Грановский не вернулся и на протяжении 1929 отвечал на газетные публикации, клеймящие «невозвращенца», в интервью говорил о планах ГОСЕТа. Своего режиссера поддержал Михоэлс, который выступил со статьями и интервью, объясняя, что Грановский остался на время, заключив ряд контрактов на спектакли и фильмы в Германии. Однако все сложилось достаточно сложно. Рейнхардт, подписав с Грановским контракт на постановку нескольких спектаклей (в частности, Сержант Гриша А.Цвейга), по свидетельству Азарх-Грановской (уехавшей в начале 1930-х годов в Россию), затаил обиду на своего ученика, триумфально выступавшего со своим театром на рейнхардтовской сцене. Он мешал Грановскому в работе настолько, что дело было передано в суд, который Грановский выиграл. Спектакль по Цвейгу прошел с большим успехом, Грановскому предложили работу в кино. В Германии режиссер снял три фильма, один изних, Тарас Бульба, пользовался особено большим успехом. Позже к нему обратилась труппа «Габимы», с ними Грановский поставил Уриэля Акосту К.Гуцкова.

    В конце 1936 Грановский тяжело заболел. Он особенно страдал, сознавая, что на родине от него все отвернулись и пытаются предать забвению самое его имя. В некоторых статьях о ГОСЕТе создателем театра назывался Михоэлс.