Содержание статьи
    Также по теме

    ГРИЛЬПАРЦЕР, ФРАНЦ

    ГРИЛЬПАРЦЕР, ФРАНЦ (Grillparzer, Franz) (1791–1872), выдающийся австрийский драматург и поэт. Родился 15 января 1791 в Вене. В 1813 поступил на государственную службу, в 1832 стал директором имперских архивов, в 1856 вышел на пенсию в чине надворного советника.

    Грильпарцер серьезно изучал историю, философию и литературу многих стран – как древнюю, так и современную, и это отразилось не только в его многочисленных критических эссе, но и в драмах. Его перу принадлежит множество лирических стихов, в частности цикл Элегии с Понта (Tristia ex Ponto, 1835), и две прекрасные новеллы – Сандомирский монастырь (Das Kloster bei Sendomir, 1828) и Бедный музыкант (Der arme Spielmann, 1847).

    Славой Грильпарцер обязан прежде всего своей драматургии, в которой счастливо соединились черты классицизма, романтизма и реализма. После юношеской пробы пера, трагедии Бланка Кастильская (Blanca von Kastilien), он создал трагедию Праматерь (Die Ahnfrau, 1817), которая с огромным успехом ставилась в Вене и по всей Германии. Далее последовала пьеса Сафо (Sappho, 1818) о легендарной трагической любви великой греческой поэтессы; в 1818–1821 Грильпарцер опубликовал трилогию Золотое руно (Das goldene Vliess), где мастерски обработал античную легенду.

    Его следующие две трагедии, Величие и падение короля Оттокара (König Ottokars Glück und Ende, 1825) и Верный слуга своего господина (Ein treuer Diener seines Herrn, 1828), развивают темы австрийской истории. Хотя первая прославляет основание Габсбургской династии в Австрии, а вторая провозглашает верность трону, обе пьесы были встречены в определенных кругах настолько враждебно, что автор счел за благо вернуться к античным сюжетам и написал Волны моря и любви (Des Meeres und der Liebe Wellen, 1831) на сюжет истории о Геро и Леандре. Спустя три года, в 1834, была поставлена сказка Сон – жизнь (Der Traum, ein Leben).

    Единственная комедия Грильпарцера, Горе лжецу (Weh' dem, der lügt), увидела свет в 1838; эта серьезная пьеса со счастливым концом вызвала столь резкие нападки критики, что драматург решил более не показывать публике свои драмы. После смерти Грильпарцера в его бумагах были найдены рукописи трех трагедий, опубликованные в 1873: Либуса (Libussa), драматическое переложение популярной легенды об основании Праги; Раздор в доме Габсбургов (Ein Bruderzwist in Habsburg), правдивая картина душевного заболевания Рудольфа II (1552–1612), и Еврейка из Толедо (Die Jüdin von Toledo), блестящее переложение одной из пьес Лопе де Веги.

          ФРАНЦ ГРИЛЬПАРЦЕР

    Литература

    Грильпарцер Ф. Пьесы. М. – Л., 1961