Содержание статьи
    Также по теме

    ГРИПИЧ, АЛЕКСЕЙ ЛЬВОВИЧ

    ГРИПИЧ, АЛЕКСЕЙ ЛЬВОВИЧ (1891–1983), русский режиссер. Народный артист Азербайджанской ССР (1946).

    Родился 30 сентября 1891 в Орле в семье почтового чиновника, из дворян Полтавской губернии. Рано лишился родителей, в 1910 окончил Гатчинский сиротский институт и поступил на экономическое отделение петербургского Политехнического института. Под влиянием двоюродного брата поэта С.М.Городецкого развил в себе интерес к искусству и театру. В 1913 поступил в школу Общества поощрения художеств, занимался рисунком по классу художника А.И.Вахрамеева и в том же году поступил во вновь открытую студию В.Э.Мейерхольда. Первая мировая война 1914 прервала занятия в студии и школе. В 1918 Грипич вернулся в Петроград, работал в Наркомпросе, продолжал учебу на Курсах мастерства сценических постановок (КУРМАСЦЕП), где слушал лекции Мейерхольда. Был секретарем этих курсов. Работал в мастерской А.Я.Головина в качестве декоратора. В 1919–1921, находясь в рядах Красной армии, создал театральную студию, где и начал самостоятельную режиссерскую деятельность.

    В 1921 вместе с В.Н.Соловьевым и Б.В.Алперсом основал при Народном доме Государственный Лиговский драматический театр, переименованный в следующем году в Театр Новой драмы, а в 1923 влившийся в Театр Пролеткульта. Постановки этих лет: Фуэнте Овехуна Лопе де Вега, Забавы калифа А.И.Писарева (1921), Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина (1922), Падение Елены Лей А.И.Пиотровского (1923), Наследство Гарланда В.Ф.Плетнева, Человек-масса Э.Толлера (1924). Одновременно преподавал на Курсах мастерства сценических постановок (биомеханика, макет), в Институте Ритма Совершенного движения (сценическое движение), в школе Театра Новой драмы и Театра Пролеткульта (биомеханика, работа актера).

    В 1924 был приглашен Мейерхольдом в московский Театр Революции, где осуществил следующие постановки: Кадриль с ангелами по А.Франсу (1924), Воздушный пирог (1925) и Конец Криворыльска Б.С.Ромашова (1926). На сцене Одесского русского драматического театра Грипичем были поставлены пьесы Закат И.Э.Бабеля, Бронепоезд 14-69 Вс.Иванова (обе 1927); в Большом драматическом театре в Ленинграде Джума Машид Г.С.Венецианова, Луна слева В.Н.Билль-Белоцерковского (обе 1928); на сцене Казанского Большого драматического театра Гроза А.Н.Островского, Плоды просвещения Л.Н.Толстого (обе 1928), Вишневый сад А.П.Чехова (1929); в Тифлисском рабочем театре Заговор чувств Ю.К.Олеши (1929), Голос недр Билль-Белоцерковского (1930). В 1930–1931 в Московском театре Ленсовета Грипич выпустил спектакли Прорыв (монтаж), Фронтовики Тригера, Чудак А.Н.Афиногенова, Межа Д.Щеглова. После постановки в Харьковском государственном театре революции Виндзорских кумушек У.Шекспира в 1934 организовал в Москве Театр-студию под своим руководством (впоследствии Московский драматический театр Московской области), где осуществил постановки спектаклей Семь баллов Я.Л.Горева, Я вас люблю И.Л.Прута (1935), Бронепоезд 14-69 Иванова, Гувернантка Ж.Деваля (1936), Борис Годунов А.С.Пушкина (1937), Земля Н.Е.Вирты (1938).

    Важное место в творческой жизни Грипича занимает Бакинский театр русской драмы, который он возглавил в 1940. Здесь были поставлены Живой труп Толстого, Кремлевские куранты Н.Ф.Погодина (1940), Любовь Яровая К.А.Тренева, Фронт А.Е.Корнейчука (1941), Двенадцатая ночь Шекспира, Ленушка Л.М.Леонова, Фельдмаршал Кутузов В.А.Соловьева (1942), Ханлар С.Вургуна, Ревизор Н.В.Гоголя (1944), Под каштанами Праги К.М.Симонова (1946). В Азербайджанском драматическом театре поставил трагедию Шекспира Король Лир (1941), в Вильнюсском русском драматическом театре – Русский вопрос Симонова (1947).

    Работая в провинции, осуществил ряд постановок: в Саратовском драматическом театре – Московский характер А.В.Софронова (1948), Великий демократ В.Смирнова-Ульяновского (1951), Интервенция Л.И.Славина (1958); в Воронежском драматическом театре – Ревизор Гоголя, Разлом Б.А.Лавренева, Девицы-красавицы А.Д.Симукова (1952), Горе от ума А.С.Грибоедова (1958); в Куйбышевском драматическом театре – Дело Артамоновых и Егор Булычев и другие М.Горького (1962).

    В спектакле Смерть Пазухина М.Е.Салтыкова-Щедрина (1954, Московский театр киноактера) были заняты С.Ф.Бондарчук (Прокофий Пазухин), С.А.Мартинсон (Живновский). В его спектаклях играли М.И.Жаров, М.Ф.Астангов, Д.Н.Орлов, М.И.Бабанова.

    Умер Грипич в Москве 1 октября 1983.

    Литература

    Грипич А. Театральная работа в массах. – Жизнь искусства, 1921, № 746–747
    Грипич А. (совместно с В.Шестаковым). Режиссура. Художественное оформление. М., 1934
    Очерки истории русского советского драматического театра, т. 1. М., 1954
    Грипич А. Студия на Бородинской. – В кн.: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967
    Грипич А. Годы в Саратове. – Театр, 1969, № 7
    Анчиполовский З. Воронежские сезоны. [Воронеж], 1969
    Богуславский В. Русский драматический театр им. С.Вургуна. Баку, 1971