Содержание статьи
    Также по теме

    ГВОЗДИЦКИЙ, ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ

    ГВОЗДИЦКИЙ, ВИКТОР ВАСИЛЬЕВИЧ (1952–2007), русский актер театра и кино. Родился 30 сентября 1952 в г. Кропоткин Краснодарского края в семье машиниста паровоза и учительницы математики. По окончании школы в 1967 поступил в Ярославское театральное училище (ныне Ярославский театральный институт) на курс Ф.Е.Шишигина. Педагогами по актерскому мастерству были Л.Я.Макарова и В.И.Цветков, по сценической речи Е.М.Лебедева.

    В августе 1971 был принят в труппу Рижского театра юного зрителя, работал с режиссерами А.Я.Шапиро и Н.М.Шейко. Сценический дебют состоялся в роли Суфлера в спектакле Зеленая птичка К.Гоцци. За два года работы в театре сыграл 10 ролей, среди них Миркин (Молодость театра А.К.Гладкова), Студент (Валентин и Валентина М.М.Рощина), Босе (Малыш и Карлсон, который живет на крыше А.Линдгрен, все 1971), Арам (Дождь лил, как из ведра А.Хмелика и М.Шатрова, 1972), Карлсон (Новые похождения Карлсона Линдгрен), Ванечка, Мойдодыр, Трубочист в Чукоккале (режиссер Шапиро), Смуров (Брат Алеша В.С.Розова по Ф.М.Достоевскому, все 1973).

    В 1974 главный режиссер ленинградского Театра комедии В.С.Голиков пригласил Гвоздицкого в труппу театра. Дебют актера на ленинградской сцене состоялся в роли Персине (Романтики Э.Ростана). Индивидуальность актера привлекала режиссеров разных поколений и направлений. Гвоздицкий играл в спектаклях П.Н.Фоменко Родственники Э.В.Брагинского и Э.А.Рязанова, Муза Г.М.Никитина, В этом милом старом доме А.Н.Арбузова, Мизантроп Мольера, Лес А.Н.Островского; в спектаклях Голикова Одна ночь Е.Л.Шварца, Ремонт Рощина; в спектаклях Р.Г.Виктюка Незнакомец Л.Г.Зорина и Льстец К.Гольдони; играл в постановках В.Раевского, Ю.Е.Аксенова и др.

    Особое место в творчестве актера в этот период занимает роль Тени в знаменитом спектакле Н.П.Акимова (1984, возобновлен Аксеновым). Виртуозное исполнение этой роли открывало смелый и очень современный смысл пьесы. Актер проводил роль на тонкой грани поэтического обобщения и психологической конкретности. Перед зрителем представал зловещий денди, словно темный силуэт с акимовского плаката. Последняя роль в Театре комедии – Питу в драме Крик лангусты Дж.Маррелла (1985, режиссер А.Мексин) о последних неделях жизни Сары Бернар. Партнершей Гвоздицкого была Е.В.Юнгер.

    В те же годы, в начале 1980-х годов, Гвоздицкого приглашал Г.А.Товстоногов. Актер сыграл Помета в Большом драматическом театре в спектакле Дундо Марое М.Држича (1980, режиссер М.Белович), Имруша в Телевизионных помехах К.Сакони (1981, режиссер Е.Арье), Доктора в постановке Роза и крест А.Блока (1982, режиссер В.Э.Рецептер), Ефимовича в Кроткой по Достоевскому (1982, режиссер Л.Додин). Г.Н.Яновская пригласила Гвоздицкого на роль Тома в пьесе Стеклянный зверинец Т.Уильямса (Малый драматический театр). Событием стало исполнение артистом роли Пушкина в спектакле Пушкин и Натали в Мастерской молодого актера и режиссера при Ленинградском отделении ВТО в постановке К.М.Гинкаса (1983).

    С 1985 Гвоздицкий работает в Москве в Театре миниатюр, играет в спектаклях М.З.Левитина Соломенная шляпка Э.Лабиша (1985), Нищий, или Смерть Занда Ю.К.Олеши, Здравствуйте, господин де Мопассан! по произведениям Г.Мопассана (оба 1986), Скверный анекдот по Достоевскому (1987), Вечер в сумасшедшем доме по А.И.Введенскому (1991), Дон Жуан по Тирсо де Молине, Мольеру и Левитину (1992), Женитьба Н.В.Гоголя (1993), Сонечка и Казанова по М.И.Цветаевой (1996), Епифанские шлюзы по А.П.Платонову (1996). Гинкас приглашает Гвоздицкого для участия в спектаклях Записки из подполья по Достоевскому (1988) и Играем «Преступление» Гинкаса по Достоевскому (1990, оба в МТЮЗ). В Московском драматическом театре им. А.С.Пушкина Гвоздицкий сыграл Эрика (Эрик IV А.Стриндберга, 1992), Подколесина (Женитьба, 1993) и Хлестакова (Ревизор Гоголя, 1994) в спектаклях, поставленных Ю.И.Ереминым, а также в его постановке Женитьба Бальзаминова Островского на Российском радио (1993).

    С Гвоздицким на российской сцене возрождается похороненная в 1930-х годах эксцентрическая традиция. Желая влить новую кровь в мхатовскую психологическую школу, О.Н.Ефремов в 1995 приглашает Гвоздицкого в МХАТ им.А.П.Чехова. Его роли в Художественном театре: Арбенин (Маскарад М.Ю.Лермонтова, режиссер Шейко, 1995), Людовик XIV, ввод (Кабала святош М.А.Булгакова, режиссер Шапиро, 1996). Одна из лучших ролей Гвоздицкого – Тузенбах в Трех сестрах Чехова (режиссер Ефремов, 1997). В том же 1997 актер сыграл Подколесина (Женитьба Гоголя, режиссер Р.Е.Козак), Основу (Сон в летнюю ночь У.Шекспира, режиссер Шейко, 1998), Параклета (Самое главное Н.Н.Евреинова, режиссер Козак, 1999) и Сирано (Сирано де Бержерак Ростана; работа над постановкой начата Ефремовым, завершена Н.Л.Скориком, 2000). В 2004 он пришел в Александринский театр.