Содержание статьи
    Также по теме

    ГВОЗДКОВ, ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ

    ГВОЗДКОВ, ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСЕЕВИЧ (р. 1947), русский режиссер. Заслуженный детель искусств Узбекистана (1987), художественный руководитель Самарского академического театра драмы им. М.Горького (с 1995). Родился 20 апреля 1947 в Сливене (Болгария). Окончив актерское отделение Саратовского театрального училища им. И.А.Слонова (1969), поступил в труппу Ленинградского Малого драматического театра. Играл Мелузова (Таланты и поклонники А.Н.Островского), Освальда (Привидения Х.Ибсена), Валерку (Эй ты, здравствуй! Мамлина), Джеффри (Вкус меда Ш.Дилени) и другие роли. Работая в театре, поступил в ЛГИТМиК (ныне СПАГТИ) на режиссерский факультет (курс Г.А.Товстоногова), который окончил в 1980. Учась в институте, поставил Честного авантюриста К.Гольдони в Русском театре Петрозаводска (1979) и Старый дом А.Н.Казанцева в Вятке. В 1980–1984 возглавлял Ростовский ТЮЗ, где одним из самых признанных его спектаклей, удостоенных призов различных конкурсов и театральных фестивалей, стал Будто мы не знакомы друг с другом (Нина) А.Д.Кутерницкого.

    В 1984 Гвоздков был приглашен художественным руководителем Ташкентского академического русского театра драмы, где проработал до 1990, поставив спектакли, многие из которых получили широкую известность в России, такие, как Полет над гнездом кукушки К.Кизи, Зинуля А.И.Гельмана, Звезды на утреннем небе А.М.Галина. В 1990 Гвоздков вернулся в Ленинград и возглавил Театр им. Ленинского комсомола, вскоре переименованный в «Балтийский дом» (по названию организованного режиссером фестиваля). Здесь были поставлены Мастер-класс Д.Поуэлла, На золотом озере Э.Томпсона, но основные силы режиссера уходили на борьбу с местными околотеатральными чиновниками. В 1993 Гвоздков уехал в Эстонию, ставил спектакли в различных эстонских театрах. За два года были поставлены такие широко известные спектакли, как Наш городок Т.Уайлдера, О мышах и людях по Д.Стейнбеку (театр «Угала», Вильянди), Старый дом Казанцева (Городской театр Таллина) и другие.

    В октябре 1993 Гвоздков приехал в Самару, где ему пришлось выдержать серьезные битвы за театр с бывшим художественным руководителем П.Л.Монастырским, по доброй воле освободившим это место для Гвоздкова, но первые несколько лет чинившим новому руководителю разного рода препятствия. В атмосфере раскола театра (часть труппы поддерживала Монастырского) были поставлены спектакли О мышах и людях, Король Дама. Валет В.В.Набокова, Пиковая дама по А.С.Пушкину, на несколько постановок были приглашены известный режиссер театра и кино Д.Астрахан, режиссеры Васильев, О.Рыбкин. В результате затянувшегося конфликта небольшая часть труппы покинула театр, основав альтернативный театр под названием «Понедельник».

    Литература