Содержание статьи
    Также по теме

    ГЗОВСКАЯ, ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА

    ГЗОВСКАЯ, ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА (1883–1962), русская актриса, режиссер, педагог. Родилась в Москве 10 (22) октября 1883 в семье чиновника московской таможни В.Д.Гзовского. В 1891 поступила в московскую Мариинскую гимназию. В 1899–1902 выступала в спектакле Романтики Э.Ростана. В 1902–1905 училась в театральной школе при Малом театре (класс А.П.Ленского). 1 сентября 1905 была зачислена в Малый театр. Первая роль – Ариэль в Буре У.Шекспира (октябрь 1905).

    В сезонах 1905/1908, 1909/1910 играла роли: Эрика (Молодежь М.Дрейера), Тея (Праздник жизни Г.Зудермана), Ирэн (Золотое руно С.Пшибышевского), Клерхен (Вечерняя заря Ф.Бейерлейна), Наташа (Над жизнью П.Шкляра), Беатриче (Много шума из ничего У.Шекспира), Кэтти (В старом Гейдельберге В.Мейер-Форстера), Дездемона (Отелло У.Шекспира), Марина Мнишек (Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский А.Островского), мисс Мейбл Чилтерн (Идеальный муж О.Уайльда), Клеопатра (Цезарь и Клеопатра Б.Шоу), Керубино (Безумный день, или женитьба Фигаро П.Бомарше), Путаница (Путаница Ю.Беляева). Играя в Малом театре, Гзовская продолжала брать уроки у Станиславского, занималась с его помощником Н.Г.Александровым.

    В июле 1908 Гзовская вышла замуж за В.Нелидова, управляющего труппой Малого театра. В 1908–1909 гастролировала по юго-западным и южным городам России: Вильно, Ковно, Гродно, Белосток, Варшава, Лодзь, Харьков, Киев, Николаев, Одесса, Кисловодск. Играла в Александринском театре (Санкт-Петербург). Репертуар: Среди цветов (Праздник жизни) Г.Зудермана, Конец любви Р.Бракко, Долли Г.Христиернсона, Молодежь М.Дрейера, Перчатка Б.Бьернсона.

    В сентябре 1910 перешла в труппу Московского художественного театра, где выступала в сезонах 1910–1917. Среди сыгранных ролей: Катерина Ивановна (Братья Карамазовы по Ф.Достоевскому), Тина (Miserere С.Юшкевича), Офелия (Гамлет У.Шекспира, 1911), Вера Либанова (Где тонко, там и рвется И.Тургенева, 1912), Туанет (Мнимый больной Ж.-Б.Мольера, 1913), Мирандолина (Хозяйка гостиницы К.Гольдони, сезон 1913/1914), Софья (Горе от ума А.Грибоедова, сезон 1913/1914). Лаура (Каменный гость А.Пушкина, 1915). В 1916–1917 репетировала роли Маринки в одноименной пьесе В.Волькенштейна и Изоры в пьесе А.Блока Роза и Крест (МХТ).

    В мае-июне 1912 на гастролях в пражском Национальном театре играла в спектаклях: Много шума из ничего У.Шекспира, Нора Г.Ибсена, Саломея О.Уайльда, Живой труп Л.Толстого.

    В мае 1917 покинула труппу МХТ и вернулась в Малый театр, где проработала до июня 1919. Исполнила здесь следующие роли: Софья (Горе от ума А.Грибоедова), Саломея (Саломея О.Уайльда»), Лидия Чебоксарова (Бешеные деньги А.Островского).

    Роль Софьи, подготовленную со Станиславским, Гзовская выбрала для возвращения в Малый театр. С осени 1919, продолжая выступать в спектакле МХТ Хозяйка гостиницы, преподавала в Шаляпинской студии и в Оперной студии Большого театра, концертировала.

    Летом 1920 выступала на фронте с концертной программой. В ноябре 1920 уехала за границу. В 1920–1921 гастролировала по Эстонии, Латвии и Литве со спектаклями Хозяйка гостиницы, Саломея, концертной программой. Повторно приехала в Прибалтику в 1926, 1929 и 1931. В Риге поставила спектакли: Чикаго М.Уоткинса, X.Y.Z. В.Клабунда, Жизнь зовет Г.Граумана, Лжец и монахиня К.Гетца.

    В 1922 выступала в Чехословакии. В 1923 гастролировала в Баварии; в 1925 – с концертной программой в Польше, в том же году выступала в мюнхенском «Резиденц-театре».

    В берлинском Городском оперном театре Гзовская поставила Пиковую даму П.И.Чайковского (1926).

    В 1929 побывала на гастролях в Югославии (репертуар: Живой труп Л.Толстого, Господин Ламбертье Л.Вернейля, концертная программа), затем в Берлине.

    В 1932, вернувшись в СССР, работала в концертных организациях Москвы. В ноябре 1934 переехала в Ленинград, где с этого момента и до 1940 работала в лектории и концертных организациях. Осуществилат постановки литературных композиций (совместно с В.Г.Гайдаровым): Анна Каренина по Л.Толстому, Дуэль и смерть поэта, Добролюбов и его время, 1918 год по А.Н.Толстому и др. Качества, избыточные для драматической сцены – пластическая выразительность, чувство жеста, ритма, музыкальная одаренность, раскрывались в концертной деятельности Гзовской. В 1939 была зачислена в труппу Театр им. Ленинского комсомола (Ленинград). Репетировала: Беатриче (Много шума из ничего У.Шекспира), Мамаеву (На всякого мудреца довольно простоты А.Островского). В августе 1941 эвакуировалась в Новосибирск, где приняла активное участие в организации молодежного театра. Постановки Гзовской в Новосибирском молодежном театре: Самодуры К.Гольдони и Домик в Черкизове А.Арбузова (1943). В филармонии осуществила постановку оперы Дж.Верди Травиата (концертное исполнение, 1943). В марте 1943 была зачислена в труппу Ленинградского академического театра им. А.С.Пушкина, играла Старуху в Кремлевских курантах Н.Погодина.

    В 1944 вернулась в Ленинград. С этого времени и до конца жизни работала руководителем кружков художественной самодеятельности Дома ученых, Клуба моряков и др.

    В сезоне 1952/1953 сыграла миссис Эйнсфордхилл в Пигмалионе Б.Шоу. Последняя роль Гзовской – Арсеньева, бабушка Лермонтова (Лермонтов Б.Лавренева).