Содержание статьи
    Также по теме

    ХАЛЮТИНА, СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

    ХАЛЮТИНА, СОФЬЯ ВАСИЛЬЕВНА (1875–1960), русская актриса, педагог. Народная артистка РСФСР (1948). Родилась 10 (22) января 1875. Театральное образование получила у Вл.И.Немировича-Данченко в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества. С момента открытия Художественного театра (1898), еще будучи ученицей, участвовала в народных сценах спектаклей МХТ. По окончании училища была принята в труппу театра (1901), откуда почти сразу отпущена в двухмесячный отпуск в Нижний Новгород в театр Незлобина, где сыграла Нину Заречную в Чайке А.Чехова, Рози в Бое бабочек Г.Зудермана, Франциску в Геншеле Г.Гауптмана, Аню в Детях Ванюшина С.Найденова и др. Затем в МХТ некоторое время работала на ролях «травести»: Анютка во Власти тьмы Л.Толстого (1902), Эйлиф в Докторе Штокмане Х.Ибсена (1902), Олаф в Столпах общества Ибсена (1903), Гриша в Иване Мироныче Е.Чирикова (1905), Герд в Бранде Ибсена (1906), сыновья Отермана в Драме жизни Гамсуна (1907). По словам Ю.Соболева, «С.В.Халютина – „подросток" МХТ в первое десятилетие его жизни».

    Халютина – первая исполнительница ролей Дуняши в Вишневом саде Чехова (1904) и Тильтиля в Синей птице М.Метерлинка (1908). В дореволюционных спектаклях МХТ ею были созданы образы: Сонка в Анатэме Л.Андреева (1909), Озе в Пер Гюнте Ибсена (1912, писавшие о спектакле особо отмечали поэтичную сцену смерти Озе), Марья Тимофеевна Лебядкина в Николае Ставрогине по Ф.Достоевскому (1913), Настя в На дне М.Горького (1916).

    Халютина всегда тяготела к преподаванию. В 1907–1908 преподавала на курсах драмы А.Адашева. В 1909 ею была открыта собственная театральная школа, просуществовавшая до 1914, где Халютина была директором, преподавателем и режиссером. Среди ее режиссерских опытов – постановка Незнакомки А.Блока (сезон 1913–1914), о которой П.Марков впоследствии вспоминал: «...как и многие студийные спектакли тех лет, почти без декораций, с размеренной плавностью движений и речей. Этот ученический, неуверенный спектакль привлекал и волновал. Было в нем что-то тревожащее, напомнившее мне по ощущению Гамлета в Художественном театре». Учениками школы Халютиной был также осуществлен спектакль Власть тьмы Л.Толстого. Школа оставила заметный след в театральной Москве, воспитав таких актеров, как Б.Фердинандов, В.Соколов, А.Дикий и др. Последний вспоминал о годах обучения: «В школе царила атмосфера глубокого уважения к Московскому Художественному театру, педагоги наши все были мхатовцы – С.В.Халютина, И.М.Москвин, К.А.Марджанов, В.Л.Мчеделов». С 1911 по 1914 с некоторыми перерывами в школе преподавал Е.Б.Вахтангов.

    В послереволюционные годы Халютина работала в детских домах, клубах Кожевников, Совработников, Красного Флота, в Лермонтовской и Шаляпинской студиях, на курсах им. А.Островского. В 1923 пыталась создать «Театр Блока».

    В Художественном театре после 1917 ею были сыграны Изабелла в Растратчиках В.Катаева (1927), Шарлотта в Вишневом саде Чехова (1928), Амалия в Страхе А.Афиногенова (1933), миссис Уордль в Пиквикском клубе по Ч.Диккенсу (1934), Горностаева в Любови Яровой К.Тренева (1936), Марфа Астахова в Хлебе нашем насущном Н.Вирты (1948) и др. Халютина прослужила во МХАТе более полувека (до ухода на пенсию в 1950).

    Снялась в фильмах Андрей Тобольцев (Катерина Федоровна Эрлих, 1915), Большая земля (Мария Гавриловна, 1944), Без вины виноватые (Галчиха, 1945) и др.

    Умерла Халютина в Москве 10 марта 1960.

    Литература

    Соболев Ю. Халютина. К 25-летию деятельности.– Зрелища, 1923, № 62
    Дикий А. Повесть о театральной юности. М., 1957
    И.С. С.В.Халютина. – В кн.: Московский Художественный театр. Сто лет, т. 2. М., 1998