Содержание статьи
    Также по теме

    ХАРАКТЕР

    ХАРАКТЕР (от греч. character – черта, особенность) – 1) общеэстетический термин, введенный Аристотелем, обозначающий совокупность черт персонажа. По определению Аристотеля, характеры – это «то, что заставляет нас называть действующие лица каковыми-нибудь». 2) один из способов типизации (наряду с маской и амплуа) в драматургии.

    В театроведческой литературе нет единого отношения к термину «характер». Некоторые исследователи и практики театра отождествляют сценический характер с «персонажем», «героем»: «В широком смысле характер означает персонаж в его морально-психической подлинности» (П.Пави). С этой точки зрения характер – общее понятие, а маска и амплуа – частные случаи изображения характера.

    Существует и другой подход, при котором характером называют такой способ изображения человека, который учитывает не только универсальные, типовые, общие, но также личные, специфические, уникальные черты. «Подобно тому, как не бывает двух одинаковых людей в жизни, так не бывает и двух одинаковых сценических характеров» (М.Чехов). М.Чехов предлагал различать «типы характеров» и собственно «характер». «Одни, например, имеют склонность всегда играть один тип: задиристого парня, соблазнительную героиню, рассеянного ученого, стервозную женщину или неотразимую молодую девицу с длинными-предлинными ресницами и слегка приоткрытым ртом и т.д. Все это типы характеров. Но каждый отдельно взятый задиристый парень или каждая стервозная женщина – это различные вариации внутри этих типов. <...> типы, которые мы играем, идут от нашей натуры, любой же индивидуальный характер мы получаем от драматурга». Сценический характер в этом понимании не только стремится к отображению индивидуальности (уникальному сочетанию человеческих качеств и их проявлений в каждом индивиде), но в отличие от маски и амплуа он не является раз и навсегда заданным для персонажа, напротив, предполагает «человека в развитии», в постоянном движении и изменениях. Сценический характер – конгломерат качеств, создающих в конечном счете сложный, неоднозначный, иногда противоречивый внутренний мир персонажа (с борьбой «хорошего» и «плохого», с рассогласованностью ума, чувства и воли и т.п.). Тем не менее сценический характер отличается от характера бытового или литературного (в художественной прозе) тем, что он есть «всегда односторонняя фиксация черт персонажа, рельефных признаков не лица, но характеристической темы; лицо-схема, лицо-тип. <...> Поэтика драмы требует единства, собранности, цельности черт характера как условия последовательного, закономерного и отсюда убедительного хода драматического действия» (С.Балухатый).

    С «характером» связан целый ряд других терминов: Характеристика (персонажа), Харáктерность, Харáктерный (грим, пластика, костюм, речь и т.п.), Харáктерный актер, Комедия характеров.

    Характерностью называют совокупность индивидуальных внешних (телесного облика, голоса, манеры говорить, двигаться, жестикулировать и т.п.) и внутренних черт. Характерность – это то, что изнутри разрушает амплуа (устойчивую группу сходных ролей), заставляет его дифференцироваться, дробиться, превратиться в другое амплуа. К.Станиславский различал внешнюю и внутреннюю характерность. Внутренняя характерность складывается из индивидуальных особенностей персонажа думать, чувствовать, действовать. «Внешняя характерность объясняет, иллюстрирует и, таким образом, проводит в зрительный зал невидимый внутренний, душевный рисунок роли» (К.Станиславский). Внешняя характерность создается с помощью грима, пластики, костюма, речи и др.

    Ольга Купцова

    Литература

    Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.II. Работа над собой в творческом процессе воплощения. Разд. VII. Характерность. – В кн.: Станиславский К.С. Собр. соч. в 8 тт. Т.3. М., 1955
    Бочаров С.Г. Характер и обстоятельства. – В кн.: Теория литературы. Т.1. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962
    Чехов М.А. Характер и характерность. – В кн.: Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х тт. Т.2. Об искусстве актера. М., 1986
    Балухатый С.Д. Проблемы драматургического анализа. – В кн.: Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л., 1990
    Пави, Патрис Словарь театра. М., 1991
    Кормилов С.И. Характер. – В кн.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001