Содержание статьи
    Также по теме

    ХЕЙФИЦ, ИОСИФ ЕФИМОВИЧ

    ХЕЙФИЦ, ИОСИФ ЕФИМОВИЧ (1905–1995), русский кинорежиссер, сценарист. Народный артист СССР (1964), Герой Социалистического труда (1975). Родился 4 (17) декабря 1905 в Минске. Трудовую деятельность начал в 1920 помощником коменданта Ревтрибунала Киевского военного округа, затем работал учетчиком на одном из кременчугских заводов. В 1928–1930 учился на киноотделении Ленинградского института истории искусств. С 1928 – на лениградской фабрике «Совкино» (ныне «Ленфильм»), сначала как сценарист (соавтор сценариев Луна слева, 1929, и Транспорт огня, 1930). Совместно с А.Г.Зархи организовал молодежное объединение – «Первую комсомольскую постановочную бригаду» и (также в содружестве с Зархи) дебютировал как режиссер короткометражным фильмом Песнь о металле (1928) и агитационной кинодрамой Ветер в лицо (1930).

    Широкая известность пришла к Хейфицу и Зархи уже в 1935, после выхода на экран комедии Горячие денечки (1935, о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки), однако их первым подлинным шедевром был признан фильм Депутат Балтики (1936, «Гран-при» Международной выставки в Париже, 1937), где на авансцену был выдвинут яркий образ русского профессора (Н.Черкасов), вставшего на сторону революции. Таким же хрестоматийным персонажем советского кино стала крестьянка Александра Соколова (В.Марецкая) из следующего фильма Хейфица и Зархи Член правительства (1939). В годы войны когорту «людей нового мира» в фильмах Хейфица и Зархи пополнил вожак монгольской революции Сухэ-Батор. В 1941–1942 Хейфиц занимал должность художественного руководителя Ташкентской и Тбилисской киностудий.

    С 1954 Хейфиц перешел к индивидуальной режиссуре. В 1950-х годах его самыми значительными работами становятся фильмы в жанре социально-психологической драмы – Большая семья (1954, по роману В.Кочетова Журбины), Дело Румянцева (1955), Дорогой мой человек (1958, по мотивам романа Ю.Германа). В изобразительном плане его режиссуру отличает глубоко проработанная «портретность», во многом близкая лучшим традициям голливудской драмы 1940–1950-х годов. Что касается драматургических и социальных координат, то здесь его герои (Алексей Румянцев, Владимир и Варя из фильма Дорогой мой человек), люди совестливые и искренние, предвосхищают поколение героев «оттепели» из фильмов М.Хуциева, И.Таланкина, Г.Данелии.

    В 1960-е годы Хейфиц начинает серию чеховских экранизаций, первая из которых (Дама с собачкой, 1960) получает единодушно высокую оценку в стране и за рубежом (в частности, приз Международного кинофестиваля в Каннах, 1960). В союзе с оператором А.Москвиным и актерами А.Баталовым и И.Саввиной Хейфиц создает реалистичный и вместе с тем полный «импрессионистических» оттенков мир чеховской России, на фоне которого разыгрывается вневременная любовная драма двух незаурядных, но зависимых от социальной рутины героев.

    Его последующие обращения к Чехову были также удостоены престижных фестивальных наград (В городе С, 1967, премия МКФ в Риме, 1967; Плохой хороший человек, 1973, приз МКФ в Чикаго, 1974). В 1970–1980-х годах перечень экранизированной режиссером русской классики пополняется фильмами Ася (1977, по И.Тургеневу) и Шурочка (1982, по повести А.Куприна Поединок).

    В 1970 Хейфиц поставил эпическую драму Салют, Мария! (1970), стержнем которой стала судьба женщины – профессиональной революционерки, прослеженная от времен Гражданской войны до наших дней. Заметно идеализированный образ главной героини (актриса А.Роговцева) носил в себе отпечаток традиции прежних лент Хейфица и Зархи (Член правительства), а кроме того, отдавал дань популярным веяниям феминистского фильма конца 1960-х годов.

    Впоследствии Хейфиц успешно разрабатывал жанр мелодрамы на современном материале. Его фильмы Единственная (1985), Впервые замужем (1979, главный приз МКФ в Карловых Варах), Подсудимый (1985), Вы чье, старичье? (1988, последние два по произведениям Б.Васильева) были сосредоточены на бытовой проблематике и апеллировали к чувству моральной ответственности, сострадания, бескорыстной любви – за что и пользовались большим успехом у массовой аудитории.

    Умер Хейфиц в Петербурге 25 апреля 1995.

    См. также ЗАРХИ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ.

          ИОСИФ ХЕЙФИЦ

    Литература

    Хейфиц И. О кино. Л. – М., 1966
    Хейфиц И. Жизнь в кино (совм. С И.Саввиной). М., 1978
    Венгеров В. Молодость мастера. – Искусство кино, 1981, № 1