Также по теме

КАЧАЛОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

КАЧАЛОВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ (настоящая фамилия Шверубович) (1875–1948), актер МХТ. Народный артист СССР (1936), лауреат Государственной премии (1943).

Театральные университеты.

Родился 30 января 1875 в Вильно в семье православного священника. Впервые узнал вкус сцены, выступив в гимназическом общежитии. В 1893 поступил в Петербургский университет на юридический факультет, но продолжал искать свою дорогу в искусство.

Вторым своим университетом называл Александринский театр. Студенты создали кружок, которым руководил В.Н.Давыдов, актер и признанный педагог. Важной вехой в творческой судьбе Качалова стала роль Несчастливцева (Лес Островского А.Н.), сыгранная в 1895. Студента, завершающего юридический курс, называли самородком, отмечая его тонкую артистическую игру и совершенство сценических данных: мягкий, выразительный тембр голоса и пластичность фигуры.

Из театра Суворина – в провинцию.

В 1896, не порывая с Университетом, поступил в Суворинский театр, где сыграл свыше 35 ролей, в основном, комедийных и водевильных. По совету Давыдова уехал в провинцию, поступил в Казанский драматический театр и в Казани же завершил университетское образование. Вскоре стал премьером труппы. Исполнял различные по масштабу роли. Однако опыт провинциальной игры тормозил развитие художника. Качалов откликается на предложение МХТ принять его в свою труппу. Уже сложившийся премьер не мог не понимать риска, на который шел. Театр неизвестных любителей не вызывал особого доверия, но Качалова грела надежда на перемены, которые обязательно должны были произойти в творчестве с поступлением в московскую труппу.

Поступление в МХТ.

А МХТ остро нуждался в актере «качаловского» типа. Тем не менее первая встреча обернулась взаимным разочарованием. За три года работы в провинции Качалов успел «обрасти» многими штампами, которые помогали ему в быстрой работе, когда количество ролей значительно превышало их качество. Но победило художественное чутье молодого артиста. Качалов по собственной инициативе посещал репетиции Снегурочки А.Н.Островского, которые проводил К.С.Станиславский. Роль Берендея не получалась ни у Станиславского, ни у других артистов. Тогда, без всякой надежды на успех, предложили попробовать Качалову. Так был «рожден» замечательный царь из поэтической сказки, а также выдающийся артист художественного театра. В роли Берендея раскрылись лучшие качаловские качества: и голос редкой красоты и гибкости, и утонченное благородство натуры, и свежее поэтическое начало артиста, и его пластические возможности. Но главным в качаловской индивидуальности, качаловском «типе» было его светлое гармоническое мироощущение, особая теплота человечности и мудрого юмора. Впоследствии Качалов раскрылся и как острый сатирик.

С 1900, после успешного дебюта, Качалов – артист МХТ. В его творчестве нашло отражение все связанное с этим театром – его постоянное развитие, его эстетические поиски и находки, творческие удачи и ошибки.

Репертуар Качалова.

Репертуар Качалова состоял из разнообразных произведений. А.Чехов, М.Горький, Л.Андреев были современниками и соотечественниками актера. Ибсен, Гамсун и Гауптман почти современники. Достоевский и Толстой, Шекспир и Островский… Понятие актерского амплуа разрушалось всей практикой художественного театра и пугало актеров старой школы. Для Качалова оно стало органичным, не требующим специальных усилий. Принадлежа по своим данным к амплуа «первых любовников», он довольно редко ему соответствовал на сцене. Его любимые персонажи – барон Тузенбах и Петя Трофимов (Три сестры, Вишневый сад А.П.Чехов). Роль Тузенбаха в его исполнении получила высокую оценку Чехова.

Иванов – еще один чеховский герой из одноименной пьесы (поставлен в 1904). Герой Качалова – «раненый лев», сначала умело позирующий, затем сломленный. Актер показал себя как мастер социального портрета. Определенно сказался на этом прочтении, сыгранный двумя годами раньше горьковский Барон (На дне). При первом же появлении эта роль стала событием в истории художественного театра. Качалов сознательно уходит от положительного принятия образа, и глубоко проживая жизнь опустившегося горьковского героя, показывает его обреченность.

Большим событием стала постановка Юлия Цезаря, в которой он сыграл Цезаря. Следуя режиссерскому замыслу, давал образ не оперного, а исторического Цезаря во всей противоречивости.

Сыграл следующие роли: Бранд (Бранд Г.Ибсена), Карено (У врат царства К.Гамсуна), Анатэма (Анатэма Л.Андреева), Глумов (На всякого мудреца довольно простоты Островского), Иван (Братья Карамазовы Ф.М.Достоевского), Виктор Каренин (Живой труп Л.Н Толстого).

В роли Гамлета.

Важнейшей ролью многообразного качаловского репертуара была роль Гамлета в совместной постановке МХТ и Г.Крэга, английского театрального художника и режиссера-символиста. Несмотря на усилия Качалова проникнуться символическим замыслом Г.Крэга, видящего Гамлета как воплощение высокого духа, такая абстрактная задача оказалась непосильной для актера психологической школы. К великому разочарованию режиссера, Гамлет в спектакле предстает в образе живого реального человека, а не бесплотного «духа». Качалов вновь вернется в своем творчестве к раскрытию трагедии человеческой мысли, препятствующей активному действию. Не в слабости воли трагедия качаловского Гамлета, интеллигента, мыслителя, а в сознании, что кровавым отмщением не восстановить гармонии. Актер последовательно разрушал замысел Крэга, столь ему чуждый. Снять ложный героический пафос с пьесы и главного героя стало для Качалова важной задачей. Он отвергал эффектные места и акценты в своем исполнении, вызвавшем не только похвальные отзывы, но и лавину обвинений в дегероизации образа.

После Октябрьской революции.

В послереволюционный период не сразу обрел творческую устойчивость. Его, как и многих, интересовали грандиозные образы. В 1918 впервые выступил как играющий чтец в Манфреде Байрона в сопровождении симфонического оркестра вне стен родного театра, без декораций, грима, костюма. Пафос разрушительной любви и ненависти героя, бездна его глубоких чувств и переживаний покорили нового массового зрителя.

В 1919, находясь на гастролях, часть театра вместе с Качаловым оказалась отрезанной от России армией Деникина, взявшей Харьков. Начались трехлетние скитания по югу России, Балканам и Средней Европе. А с 1922 по 1924 театр находился на гастролях в Европе, и в Америке, где Качалов имел большой успех.

После возвращения в театре наступил новый период, обновились репертуар и труппа. Одной из вех он считал образ Эгмонта (Эгмонт, Гете), осуществленный в концертном варианте под героическую симфонию Бетховена. Монолог героя превращал в гимн революции, заставляя проникнуться верой в победу.

К 10-летию годовщины Октябрьской революции был поставлен спектакль МХТ Бронепоезд-14-69, Вс.Иванова с Качаловым в главной роли. «Бронепоезд – это дата рождения театра в новой социальной эпохе, связанная с именем В.И.Качалова», – писал режиссер спектакля И.Я.Судаков.

А в области классики одной из первых после революции больших работ театра стала постановка романа Воскресение Л.Н.Толстого, состоявшаяся в 1930. Качалов принимал участие в необычной роли «Лица от автора», задуманной поначалу, как связующее звено между сценами, но в ходе репетиционной работы превратился в центральный персонаж.