Содержание статьи
    Также по теме

    КАЗАНСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. В.И.КАЧАЛОВА

    КАЗАНСКИЙ РУССКИЙ БОЛЬШОЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМ. В.И.КАЧАЛОВА, русский театр в Казани. Основание театра восходит к началу 18 в., когда указом Петра I учеников духовных семинарий обязали разыгрывать комедийные акции, но уже с 1764 спектакли в гимназических залах давались регулярно, игрались пьесы Мольера. В 1791 Дирекция императорских театров решила открыть в Казани публичный театр. В его создании участвовали общественные и литературные деятели Г.П.Каменев, С.А.Москательников, Н.С.Арцыбашев, И.И.Чернявский, В.Р.Бобровский и другие. Подлинные традиции русского народного творчества внесла в Казанский театр труппа крепостных артистов П.П.Есипова, которые под руководством трагика и драматурга П.А.Плавильщикова многие годы с успехом удовлетворяли эстетические запросы казанской публики. В первой половине 19 в. в Казани гастролировали П.Мочалов, М.Щепкин, А.Мартынов. С приездом Щепкина связана первая постановка на казанской сцене комедии Н.Гоголя Ревизор. По инициативе артиста были сыграны запрещенные Горе от ума А.Грибоедова и Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь В.Белинского. Здесь держали антрепризу Н.К.Милославский, П.М.Медведев, М.М.Бородай, Н.И.Собольщиков-Самарин. Медведев вырастил на этой сцене плеяду крупнейших мастеров русского сценического искусства – П.А.Стрепетову, М.Г.Савину, В.Н.Давыдова и многих других. При Собольщикове-Самарине Казань познакомилась с творчеством М.Горького (Мальва, Трое, На плотах, Фома Гордеев), в 1905–1907 главными в репертуаре театра стали пьесы Горького: Дачники, На дне, Дети солнца, Варвары, Враги. В 1897–1900 на сцене казанского театра играл В.И.Качалов. После ухода Собольщикова-Самарина театр потерпел ряд серьезных неудач. Творческий спад продолжался до 1918, когда была собрана новая труппа, в которую вошли артисты Московского драматического театра. Возглавил ее И.Н.Певцов, в театре пошли Тот, кто получает пощечины Л.Андреева, Дворянское гнездо И.Тургенева и др. пьесы. Под руководством Певцова начинали свою сценическую деятельность В.Белокуров, Н.Белевцева. В 1919 художественным руководителем театра стал В.С.Зотов. Был создан художественный совет, определилась афиша театра – Гроза, Волки и овцы, Василиса Мелентьева А.Н.Островского, Ревизор. В том же году при театре создается театральная студия, существовавшая до 1961, когда в Казани открылось театральное училище. Среди окончивших студию – Е.Жилина, И.Зарубина, Д.Волосов, Е.Руднева, З.Яковлева, Д.Доросмыслов. В 1920-х годах на сцене театра шло множество спектаклей, в том числе Николай I Н.Лернера, Заговор императрицы А.Н.Толстого, 1881 год Н.Шаповаленко, Мистерия-буфф В.Маяковского, Без вины виноватые Островского, однако большинство пьес имели слабую драматургию (Джентльмен, Пустышка, Поташ и перламутр, Если женщина захочет и другие).

    В 1927 руководителем театра стал С.Н.Воронов, подобравший сильную труппу (Л.Борегар, И.Баженова, О.Волховская, Жилина, А.Емельянов, В.Маккавейский, М.Царев, Н.Алексеева и др.), продуманно выстроивший репертуар: Любовь Яровая К.Тренëва, Джума Машид Г.Венецианова, На всякого мудреца довольно простоты Островского, Человек с портфелем А.Файко. Заслуга Воронова в том, что поставленные им спектакли приобрели художественную завершенность, подняв театр на более высокий уровень. Приход А.Л.Грипича произвел в театре перелом: талантливый художник, одержимый идеей создания нового театра, он верил в возможности творчески спаянного коллектива. Основой репертуара стали современные пьесы Броненосец 14-69 Вс.Иванова, Огненный мост Б.Ромашова, Рельсы гудят В.Киршона, Квадратура круга В.Катаева и классика – Гроза Островского, Вишневый сад А.П.Чехова, Собор Парижской богоматери по В Гюго. В 1930-х годах главным режиссером театра был И.А.Ростовцев. Лучшие его работы отличались тщательной разработкой художественного замысла и чрезвычайно бережным отношением к авторскому тексту. Афишу сезонов Ростовцева составляли Выстрел А.Безыменского, Инга А.Глебова, Страх А.Афиногенова, Мой друг Н.Погодина, Суд Киршона, Чужой ребенок В.Шкваркина; классика была представлена пьесами Горького, М.Булгакова, Гоголя. В конце 1930-х годов в театре работали режиссеры Б.Великанов, А.Треплев, Г.Ардаров, А.Самарин-Волжский. В начале 1940-х годов театр выезжал на гастроли в Сочи, Кисловодск, Пятигорск, Ессентуки, Евпаторию. Гастрольные спектакли получили высокую оценку зрителей и критики.

    Во время войны на сцене ставились патриотические, утверждавшие веру в победу пьесы (Фельдмаршал Кутузов В.Соловьева, Мой сын Ш.Гергеля и другие). Были сформированы фронтовые бригады. Работали режиссеры В.Бебутов, А.Дикий, Е.Гаккель. В 1943 в театр пришел Е.А.Простов. В Казанском театре режиссер-интерпретатор современной и русской классической пьесы (из 33 спектаклей только Три мушкетера и Мачеха принадлежали зарубежным авторам) работал 20 лет. Много сил и энергии Простов отдал занятиям в театральной студии. С 1943 Казанский Большой драматический театр стал называться Государственным драматическим театром РСФСР. В послевоенные годы на сцене с успехом шли спектакли Под каштанами Праги и Русский вопрос К.Симонова, Молодая гвардия по А.Фадееву, Старые друзья Л.Малюгина, Счастье по П.Павленко, Губернатор провинции братьев Тур. В театре работали художники В.Никитин и Э.Гельмс. В 1948 театру было присвоено имя В.И.Качалова. Большой творческой победой театра в 1950-х годах стал Лейпциг-33 Л.Кронфельда и Л.Компанейца в постановке Простова. В начале 1950-х годов в театр пришел Л.Литвинов, осуществивший более 30 постановок, в том числе Высокое напряжение И.Куприянова, Барабанщица А.Салынского, Коллеги В.Аксенова, Порт-Артур В.Степанова, Вей, ветерок Я.Райниса, Много шума из ничего У.Шекспира и др. В эти годы в театре работали И.Загорский, Е.Лисецкая, Л.Шмидт, В.Павлова, И.Мокеев, П.Цветаев, раскрылся талант молодого актера Н.Провоторова. В 1960-х годах режиссерами Казанского театра были О.Лебедев, А.Ханович, Н.Орлов, в труппу были приглашены актеры В.Остропольский, Л.Кара-Гяур, Г.Шикова, П.Бетев, О.Вавилов, С.Ярмолинец. На сцену возвращались ранее забытые драматурги – Булгаков, Маяковский, Ж.Ануй, искались новые авторы. Это были годы расцвета творчества В.Улик, Е.Каменецкого, Ю.Федотова, Е.Кузина, В.Кишнера, ставились Медея Еврипида, Птицы нашей молодости И.Друцэ, Обыкновенная история В.Розова. В 1970-е годы театр испытывал серьезные трудности творческого характера. Состояние театра улучшилось, когда в 1976 главным режиссером стал В.Портнов, поставивший несколько превосходных спектаклей, например Быть или не быть? У.Гибсона. Значительным был и спектакль Сирано де Бержерак Э.Ростана в постановке С.Лермана. В это время в театр пришли выпускники театрального училища Г.Прытков, Л.Огарева, Д.Туманов, Н.Шепелев, С.Смирнов.

    Периодом сильнейшего творческого спада стали 1980-е годы. Репертуар состоял в основном из современных пьес: Мы, нижеподписавшиеся и Зинуля А.Гельмана, Царская охота Л.Зорина, Молва Салынского, О любви и печали Л.Жуховицкого, Смотрите, кто пришел и Колея В.Арро. В 1990-х годах театр ожил лишь с приходом нового главного режиссера А.Славутского. В репертуаре снова появилась классика – Ревизор Гоголя, Плутни Скапена Мольера. Успешным стал спектакль Скрипач на крыше Д.Бока и Д.Стайна в постановке Славутского и оформлении А.Патракова. В последние годы театр выезжал на Международный фестиваль русских театров в Марселе (Франция) со спектаклями Роковые яйца Булгакова, Пиковая дама А.С.Пушкина и другими.